Бал в честь королей

14.11.2016 — Леонид Кучеренко

Субъективные заметки о спектакле и не только

Ах, какой был изысканный бал,

Бал, какого еще не бывало!

Андрей Макаревич

Нам нередко устраивают праздники, да и сами мы это умеем. Но вот подлинные торжества случаются не часто. Именно такой, подлинный триумф радости, красоты и веселья подарил одесским театралам в конце осени Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного, показав спектакль «Бал в «Савойе» по оперетте венгерского композитора Пала Абрахамса. И это был настоящий БАЛ, бал по сути, по духу, а не по названию, в отличие от «ярмарок тщеславия» для показа туалетов и «бранзулеток». Вы можете спросить «А где же здесь «короли»? Ведь среди действующих лиц венценосных особ вроде бы и нет? Но они есть среди исполнителей. В этот вечер на сцене блистали только короли и королевы. Такого количества подлинной аристократии не было, наверное, даже на знаменитом Венском конгрессе 1815 года.

Казалось бы, это вроде бы  бесхитростная и незамысловатая комедия положений, в которой цепочка мелких недоразумений приводит к крупным неприятностям с грозными последствиями. Но виртуозная и филигранная игра всего актерского ансамбля превращает простой сюжет в ювелирное изделие. На сцене нет «проходных», незначительных персонажей, каждый, как говорится, «при деле». Я не буду пересказывать сюжет типичной истории «американской мечты», очередной «Золушки», ставшей звездой, но нет могу остановиться на самых прекрасных моментах.

В первую очередь отмечу блистательную хореографию Аллы Рубинной и кордебалет. Прекрасны и неповторимы солисты, в первую очередь дуэт Ольги Оганезовой (Мадлен) и Владимира Кондратьева (Аристид), а также лауреат конкурса «Народное признание» Ирина Ковальская (Дези), очень смешной и яркий Денис Фалюта (Помероль), радушный, излучающий радушие Николай Завгородний (Хедленд) и другие. На сцене постоянно появляется и даже активно вмешивается в сюжет сам великий Моцарт (лауреат международного конкурса вокалистов Александр Кабаков). Но несомненным пиком спектакля стал, конечно, концерт на балу во втором отделении. Это просто «спектакль в спектакле», «гроссокончерто»! Особенно меня впечатлила «сестроберриевская» «Лайза Минелли» с танцовщицами, исполнившая старый, но любимый всеми одесситами хит «Бей мир бист ду шейн». А после него пел не менее прекрасный и завораживающий Александр Заворотний (Заваротти).

Режиссер-постановщик Владимир Подгородинский и дирижер-постановщик Вадим Перевозников подарили радостный и искренний праздник музыки, танца и подлинного артистизма. А закончить эту небольшую рецензию я хочу словами из той же песни Андрея Макаревича. Она, как никакая другая, очень подходит для описания атмосферы, подаренной всем нам замечательным коллективом. Ведь создать королевский бал может только театр, названный именем короля оперетты Михаила Водяного, на сцене которого играют только короли!!

А к столу в серебре подавали форель

И вино согревало сердца,

Канделябры горели, звучали свирели,

И не виделось счастью конца.