Поведи народ свой, Моисей!

29.03.2016 — Леонид Кучеренко

Субъективные заметки о спектакле и не только

Кем был Моисей: пророком, видевшим будущее и спасшим свой народ от гибели; основателем новой религии; мудрецом и философом или вождем маленького полудикого пастушьего племени? Да и был ли он на самом деле? Или это собирательный образ сильных личностей из разных эпох, воплощение вековечной мечты многострадального еврейского, да и не только еврейского народа о мудром и справедливом руководителе, радеющем в первую очередь не о себе, а о других? Ответы на эти вопросы скрыты под толщей веков и многотомных исследований и токований многомудрых историков. Слишком много мифов и легенд окружают образ этой без сомнения сильной и незаурядной личности. Да и прошло уже более трех тысяч лет. Моисея упоминают греческие и римские источники, но древнеегипетские о нем молчат. Трудно даже приблизительно вычислить время действия четырех книг Пятикнижия, ведь они даже не упоминают имя фараона, хотя называют даже малозначительных его подданных типа двух повитух. Фрейд вообще считал, что основателями иудаизма были наследники создателя первой монотеистических религий Эхнатона. Но сейчас речь идет не о научном труде, а о художественном произведении. 
Ярким и незабываемым подарком для одесских театралов стал очередной спектакль в жанре рок-оперы «Моисей» по идее Наума Барского. Перед создателями спектакля стояла очень нелегкая задача – в современной форме рассказать очень древнюю историю и сделать скорбный сюжет оптимистичным и понятным для зрителей разных возрастов и культур. И им это удалось. Я не буду пересказывать сюжет, известный многим зрителям. Получилось настоящее эффектное шоу. Даже трудно выделить что-то главное, что-то лучшее. Спектакль мудр и многогранен – страшные пророчества Моисея о Холокосте и погромах, как и жесткая и очень натуралистичная сцена убийства первенцев в еврейских семьях сменяются лиричной, доброй и веселой свадьбой Моисея. 
Прекрасна музыка в стиле рок с элементами фьюжн и даже джаза. В музыкальное полотно гармонично вписываются две песни, написанные через много веков после событий истории Моисея – бессмертная «Хава Нагила» и особенно «Шалом Алейхем», из нее прямо хоть сейчас можно сделать прекрасный видеоклип, используя прекрасные балетные партии из спектакля. 
Не могу не отметить и другие вокальные партии, из которых хочется прежде всего выделить блистательный дуэт Рамзеса (Сергей Федоренко) и Рахель (Наталья Ткачук), и особенно – дуэт Моисея (Владимир Фролов) и Фараона (Владимир Кондратьев) «Отпусти народ мой!», превращающийся с подключением Аарона (Руслан Рудный) в не менее блистательное трио, которое вполне можно назвать кульминацией спектакля. Оба эти номера тоже могут и должны когда-нибудь стать клипами, а «Отпусти народ мой!» – даже настоящим хитом, который может существовать и стать популярным и вне спектакля. Вокал Кондратьева вообще выше всех похвал и оценок. Да и остальные вокалисты и актеры неоднократно получали заслуженные аплодисменты. И, конечно же, финальная сцена буквально обрушивается на зрителя гармоничным слиянием музыки, танца и вокала. Она очень хорошо поставлена – все герои и персонажи одеты в современную, даже во вневременную одежду, лишь Моисей в исторический костюм. Этим подчеркивается преемственность вчерашнего и сегодняшнего дня и вечность сюжета.
Хореография всего спектакля вообще не подлежит критике, настолько она замечательна и неповторима. В этом главная заслуга по праву принадлежит балетмейстеру заслуженной артистке Украины Алле Рубиной. Танцы замечательны с начала спектакля до самого финала. Они эротичны в лучшем смысле этого слова без пересечения грани между подлинным искусством и порнографией, которой просто нет. Их либидо лишь украшает общее полотно, делая его еще ярче, еще полнокровнее.
Разумеется, «Нет в мире совершенства», как сказал персонаж «Маленького принца». Есть и некоторые недостатки, а возможно и вполне поправимые недоработки. Тексты некоторых вокальных номеров несколько банальны, одна из зрительниц возле меня даже пошутила, что лучше бы актеры пели на иврите. Разумеется, это не касается первого выхода Моисея и упомянутого мной ранее трио. 
Попробую теперь дать свои ответы на вопросы, заданные в начале рецензии. Наверное, каждый народ и не только израильский, хочет именно таких руководителей , которые будут думать и все решать за прочих людей, избавляя их от бремени выбора действий. Потом, в случае неудачи, можно и обвинить их в неправильных решениях. В стаде легче быть овцой, чем пастухом – ни тебе ответственности, ни головной боли. Да и далеко не все, ведущие народ к счастью, остаются в памяти народа. Чаще всего те, кто проливает кровь и уничтожающий инакомыслящих. Петра Первого и Ивана Грозного чтут в России больше, чем реально действовавших для народа Бориса Годунова, Павла Первого и Александра Второго. Про них распространяют небылицы и мифы, позорящие и порочащие. Вспомните, как «отблагодарили» каторжники освободившего их Дон Кихота – побили камнями. К счастью, Моисея с благодарностью помнят до сих пор, хотя решение к нему пришло нелегко, лишь после предварительного общения с богом. Он сделал свой нелегкий выбор и вывел свой народ из рабства, правда, путь к свободе оказался очень дорог – сорок лет. Все-таки прав оказался Наполеон, сказав, что «армия баранов, возглавляемая львом, сильнее армии львов, возглавляемых баранов». Так может и нашим политикам позабыть о своих амбициях и последовать мудрости из Талмуда "лучше присоединиться ко львам, чем возглавить лис"? Но не надо надеяться только на лидеров, народ тоже должен проникнуться общей целью и поддержать движение вперед, а не топтание на месте и критиканство. Осталось только найти льва. А еще лучше мудрого и смелого Моисея!

Благодарим Бориса Бухмана за фото!