Возвращение «Белой акации»: «Песня об Одессе» и бравые китобои

16.05.2017 — Мария Гудыма

«Когда я пою о любви без предела...»

Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного показал новую постановку оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация». Для нашего театра это произведение имеет такое же значение, как чеховская «Чайка» для МХАТа, и вернуть её на сцену отмечающая своё 70-летие музкомедия смогла с помощью заслуженного деятеля искусств России, режиссёра Владимира Подгородинского.

Такое важное событие театральным залом ограничиться никак не могло. Скульптуру девушки верхом на дельфине нарядили в тельняшку и снабдили букетом бутафорской белой акации – настоящая-то пока не расцвела, погода не благоприятствует! Чтобы возвращение «Белой акации» стало как можно более праздничным, театр устроил на площади перед зданием фестиваль Acacia Fest, где можно было послушать военные оркестры (сразу три - Центра военно-музыкального искусства ВМСУ, Национальной гвардии, военной академии), полакомиться блюдами одесской кухни, сфотографироваться в ностальгическом антураже. Но холодный, пронизывающий ветер не позволял задерживаться под открытым небом даже оркестрантам – исполнив один марш с перестроением, они спешно покидали площадь.

А в фойе тоже происходили интересные вещи. Раритетные кадры представлены на фотовыставке, посвящённой китобойной флотилии «Слава». Китобои безо всяких натяжек смотрели смерти в лицо, и бульварный моряк, снабженец, фарцовщик и стиляга Яшка-буксир, ничуть не преувеличивал, расписывая тяжкую долю добытчиков рыбьего жира перед дамами, вот только забывал сказать, что сам он отнюдь не гарпунёр, и не ходит в утлом судёнышке на грозного морского зверя. Даже попав против своего желания в рейс, Яшка отсиживается на базе, заигрывая с поварихой Катей.

Сам Михаил Водяной в роли обаятельного Яшки, так стремящегося пожить получше и заработать побольше (собственно, в этом нет ничего плохого) покорил когда-то всю огромную страну. Но тогда ценились другие герои, способные быть отважными, често трудиться и любить «без предела». Изакин Гриншпун поставил «Белую акацию» в 1956 году, через год был снят знаменитый фильм Георгия Натансона, и оперетта прославила Одессу на весь Советский Союз. Дунаевский, увы, так и не увидел своё творение на сцене: он умер, не успев дописать всего три номера… Вместе  с либреттистами Владимиром Массом и Михаилом Червинским композитор воспел Приморскую улицу, ныне, увы, выглядящую местами так, словно её бомбили.

Вот и в новом спектакле зримого образа Приморской улицы художник-постановщик Станислав Зайцев не даёт, есть постоянный фон в виде Воронцовской колоннады, под которой расположился оркестр театра во главе с дирижёром Вадимом Перевозниковым. На колоннаде в финале гроздьями будут висеть балет и хор, изображающие одесситов, которые с цветами в руках бегут встречать флотилию. Хоровые сцены с участием китобоев (хормейстер – заслуженный артист Юрий Топузов) – отдельное огромное удовольствие!

Желая подчеркнуть важность заботливой одесской мамы, которая вовремя отберёт у сына рогатку и заставит заняться музыкой (живописью, хореографией), режиссёр ввёл в пролог учеников школы имени Столярского, а также студии «Театральная продлёнка». Маленькая девочка тянет за собой, как лошадка в упряжке, белый рояль, у балетного станка красавица в белом трико, воплощённая ветка белой акации (Виктория Подольная) учит другую девочку азам классического танца. Группа детей поёт, несколько ребят увлечённо рисуют с натуры, ведь в Одессе есть что зарисовать (пока ещё). Любовь к искусству плюс любовь к морю  - на рояле стоит модель парусника, дети трепетно передают кораблик друг другу, вот это прекрасная метафора одесского воспитания. Увы, с корабликом, то есть с пароходством нашим сами знаете что произошло после развала СССР, а таланты продолжают рождаться и разъезжаться по белу свету, в Одессе им немногое можно предложить…

Но отвлечёмся от грустных мыслей и окунёмся в сам спектакль. Дальше начинается собственно история мечтающей о счастье гулять с любимым под цветущей акацией бескомпромиссной комсомолки Тони (Ирина Ковальская в этой роли «звучит» и выглядит прекрасно).  Её честности и прямоты не выдерживают хоть немного лицемерящие персонажи. Собственно, именно такой была и первая Тося, ныне народная артистка Украины Идалия Иванова – всем известна история о том, как молодая актриса отказалась сниматься у фотографа, небрежно выставившего её из студии, чтобы пропустить вперёд «заслуженную».

В финале Идалия Иванова вместе с ещё одной народной артисткой Евгенией Дембской, первой исполнительницей роли антипода Тоси, кокетливой и легкомысленной красотки Ларисы, вышла на сцену. «Жаль только, что мы не можем сейчас принять в этом спектакле участие», - произнесла Идалия Валерьевна, и вместе со всем залом исполнила «Песню об Одессе», которая стала сначала неформальным, а с 25 августа 2011 года — официальным гимном города.  

Китобой Костя Куприянов, тайно любимый Тосей жених Ларисы (Тимофей Кринцкий) – основательный и надёжный. Как муж он будет идеален, внушает Ларисе Яшка-буксир (народный артист Владимир Фролов), вертя в руках модель кораблика и намекая на долгое отсутствие супруга. А Лариса (народная артистка Ольга Оганезова) красивая, яркая, ей так хочется «в кино, на танцы, в ресторан», с правильным Костей скучновато… Вокруг неё роятся поклонники, которых соседка по двору Тося разгоняет метлой (переживает за Костю, понятное дело). 

Знаменитый дуэт Ларисы и Яшки-буксира «Посмотрите, ветер тучи нагоняет» очаровывает публику, но, к сожалению, из оперетты выпущена песня Ларисы «Жена — это вечные будни и скука» из третьего действия, где красотка утверждает: «Невеста – это звание полно очарования!». Верните, верните, зачем эти купюры?! И да простит художница по костюмам Елена Лесникова, но на платья для Ларисы ткани напрасно пожалели, они коротковаты не по эпохе, Такая модница, как Лариса, не может себе позволить подобных упущений. А что белую форму носили военные моряки, а не китобои, облачавшиеся в бежевые брюки и блузоны (в особых случаях была тёмно-голубая форма), в Одессе многие помнят. Важны ли эти нюансы? Может быть, да, может быть, нет, в спектакле есть главное, задушевность и совершенство каждого образа.

Участница постановки «Белой акации», осуществлённой в девяностых режиссёром Виктором Суржой, заслуженная артистка Аурика Ахметова, и тогда исполняла роль поварихи Кати, и сейчас делает это не менее органично. Как вздыхает она на экваторе: «Жара, жара…». А тут и День Нептуна с непременным купанием новичков! Сцена купания решена так: русалки утаскивают в глубину сцены и закрывают собой моряка, трепешут, приседают, мы видим, как «выныривает» бедолага, зажимает нос рукой, вновь скрывается в водовороте зелёных косичек (балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Игорь Дидурко).

А народная артистка Виктория Фролова, игравшая двадцать лет назад Ларису, сейчас перевоплотилась в совершенно другой образ – милую буфетчицу флотилии Серафиму Степановну, которая так трогательно переживает о муже, гримёре оперного театра Сергее Сергеевиче (народный артист Николай Завгородний). Обязательно надо вернуться домой к премьере «Фауста», ведь ему всегда так нравились исполнительницы роли Маргариты! При встрече эти двое радостно заворкуют: «Я ждала, ждала… - Я рвался, рвался…». И уйдут в обнимку под аплодисменты на свою Приморскую улицу, где уже почти накрыла стол Ольга Ивановна (народная артистка Наталья Завгородняя), к которой стремится супруг, гарпунёр-наставник Чумаков (Сергей Мильков). Эти две возрастные пары, дружащие между собой, создают атмосферу такой надёжности, тепла, даже когда разгорается спор о трактовке «Паяцев» Леонкавалло на одесской сцене. Кстати, «Паяцев» недавно в оперу тоже вернули в новом прочтении – в Одессе кое-что почти не меняется… И это обнадёживает.

Следующий премьерный показ «Белой акации» состоится уже сегодня, 13 мая. Истинный одессит не сможет отказать себе в удовольствии увидеть этот спектакль, который, по идее, не должен сходить со сцены нашей Музкомедии.