Мюзикл «Ханум»: в одесской Музкомедии катаются по сцене на «Запорожце»

07.03.2017 — Ирэн Адлер

Деловая женщина, профессия – сваха. Вокруг такой личности закручен сюжет мюзикла «Ханум», который выпустил Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного. «Думская» изучила первоисточники и убедилась, что словосочетание «деловая женщина» бытовало в Грузии еще в 1882 году, когда драматург Авксентий Цагарели написал свой неувядающий водевиль со сватовством, переодеваниями, песнями, плясками, тостами.

Водевиль назывался «Ханум», а впоследствии два советских автора Борис Рацер и Владимир Константинов (даже не однофамилец нашего редактора, поскольку настоящая фамилия драматурга была Певзнер) создали свой вариант пьесы с музыкой Гия Канчели, назвав его «Ханума», что ближе русскому зрителю и читателю, а также легче рифмуется («Как базара без хурмы, свадьбы нет без Ханумы!»). Лауреат премии «Золотая маска», известный театральный режиссер Дмитрий Белов (в нашем театре идут поставленные им мюзиклы «Обыкновенное чудо» и «В джазе только девушки») постарался объединить и сблизить оба текста. Получилось оригинально, сочно, ярко и динамично.

Осовремененная «Ханум» помещает героев и зрителей в театральную реальность, не привязанную к эпохе. Это симпатичное ретро, где можно петь джаз, читать рэп, носить слипоны и носки с подвязками! А сама Ханум в исполнении народной артистки Украины Ольги Оганезовой и впрямь женщина деловая, и вершит браки, облачаясь в рабочий комбинезон (было дело, она влезла в дымоход, жениха с брачного ложа сняла и на своей невесте женила). В дымоход она уже не полезет (фигурой аппетитной обзавелась, однако), но в мужскую баню, завернувшись в простыню, проникнет – плевать ей на условности!

Вот и промотавшийся шестидесятилетний князь Вано Пантиашвили (заслуженного артиста Украины Сергея Лукашенко мы привыкли видеть в ролях молодых героев, впрочем, он убедителен в любом образе) начинает понимать: жениться надо на той невесте, на какую укажет скорая на расправу сваха. Такая и морду набьет, ежели что. Другая сваха, Кабато (Алеся Перекальчук) хотела свою невесту князю предложить, но Ханум ее побила прямо на базаре, еще и шляпу сорвала в качестве трофея (художнице по костюмам Анастасии Шенталинской удались кичливые головные уборы, словно напяленные на высокие прически, пестрые одежды и огромные бусы – это принцип «надену все лучшее сразу, присущий и одесситам, склонным тусоваться на Привозе или Староконке, а место действия, тбилисский район Авлабар, очень напоминает эти места).

И как не хочется князю при помощи женитьбы поправить свои дела («К чувствам горячим деньги в придачу, ну, а иначе – оревуар!»), он тоже способен распустить слюни при виде шестнадцатилетнего ангела, у которого губки напоминают кизил, щечки – персик, и даже есть талия (в роли купеческой дочери Сонэ – ровесница героини Лиза Дюльгер). Чтобы отвадить старого селадона от юной прелестницы, влюбленной в его же племянника, коварная Ханум переодевается в невесту, нарочито хромает, уродует себя гримом и даже вставляет вампирские клыки! Вот смотрины и не удаются. А чтобы женить князя Вано на достойной его старушенции Гулико Махнадзе, научит Сонэ пококетничать с ним, назвавшись нужным именем.

Невесты, женихи, купюры, суммы приданого, овечки, колечки, ковры и скакуны – торг идет не на шутку. Проблема в том, что успешный торгаш, купец Микич (Денис Фалюта) очень хочет обзавестись княжеским гербом, вот для чего нужен дряхлый зять…

Тряся дредами, хозяин жизни Микич разъезжает по сцене со своими кунаками на убитом горбатом «Запорожце» — колымагу специально купили для спектакля на СТО, где из нее вынули все внутренности. Драндулет получил новую жизнь! Тут же предприимчивые авлабарцы торгуют лавашем (понятно, не настоящим, а сшитым из ткани наподобие подушки), мацони, шашлыком и прочими вкусностями. Любовь – товар дорогой, ее ни продать, ни купить невозможно, и самые прожженные акулы прилавка это в финале поймут.

Постепенно образуется несколько пар влюбленных – интриганка Кабато сговорится с княжеским слугой Тимоте (Руслан Рудный в роли слуги Тимоте), Сонэ повенчается с юным Коте (лауреат международных конкурсов Александр Кабаков), и даже сама Ханум падет в объятия Акопа, знойного армянина, приказчика и дяди молодой героини. Акоп (Сергей Мильков) поможет вершительнице судеб во всех ее проделках! Ханум перестала жить «делами», она стала помогать влюбленным, ее отпустили расчеты, вот и обрела свое женское счастье! А для Акопа самой важной стала немыслимая формула счастья (вернее, несчастья) своей любимицы Сонэ: «Шестнадцать – и шестьдесят?!»). Ему тоже полегчало, он забывает про свою язву и холостяцкую браваду, и вот уже поет на ушко Ханум, что «когда в клетке двое – это уже не клетка, а гнездо»… Пора из «деловой женщины» эволюционировать в женщину счастливую, семейную. Акула брачного рынка на глазах изумленной публики превращается в белую и пушистую голубку, вах!

А еще есть другой актерский состав, который в разных вариантах может пересекаться с первым, то есть каждое представление будет немного другим, особенным – в этой истории нужно увидеть всех занятых артистов, тем более, что отрицательных героев здесь просто нет, действующие лица выглядят безумно обаятельными, хотя и не лишенными слабостей людьми. Над спектаклем работали также дирижер-постановщик Владимир Дикий, заставившая всех без исключения участников действа неистово плясать балетмейстер-постановщик Марина Суконцева, заслуженный художник Украины Станислав Зайцев и художник по свету, лауреат премии «Золотая маска» Майя Шавдатуашвили. Все уважаемые люди! Так что берите в охапку самых дорогих людей и спешите на достойный внимания мюзикл, а достойным завершением вечера может стать предложение руки и сердца, сделанное отнюдь не по расчету…

















Фото Владимира Андреева и из соцсетей.