«Нет, право, никого великого!» В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

10.12.2018 — Мария Гудыма, «Таймер»

Рецептик, рецептик!

Премьера мюзикла «Тайна Макропулоса» в Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного — совершенно этапный момент сезона. Казалось бы, поучительная история о ненужности эликсира вечной молодости (хотя какой же вечной, продлевать нужно каждые триста лет!) более обращена в прошлое, чем в будущее. Но финал оптимистичный (к нему мы ещё вернёмся), особенно по сравнению с тем, как это делается, например, в Новосибирском театре музыкальной комедии, где торжествует Ангел Смерти. Одесситов ведут по жизни другие ангелы…

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Мюзиклу от роду всего четыре года, его авторы — мегаталантливый российский композитор Владимир Баскин и столь же блестящий поэт Константин Рубинский, сделавший всё, чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно. Ни одной лишней ноты, ни одного лишнего слова. Насыщенный симфоджазовый саунд, роскошная оркестровка с обилием ярких, запоминающихся мелодий — с таким материалом маэстро Вадим Перевозников отлично справился. Точные, образные тексты легко легли в память и уста артистов. Фильм «Секрет её молодости», оказавшийся, по сути, бенефисом Людмилы Гурченко, знаковая постановка Малого театра — яркие интерпретации фантастической комедии Карела Чапека «Средство Макропулоса». Двадцать первый век вызвал потребность в новом прочтении, одесситы взяли в работу классный материал и адаптировали его к запросам своего зрителя.

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Отказавшись от заумных сценографических ходов и навязчивой символики (автор сценографии — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев), театр использует беспроигрышную лестничную конструкцию, любимую ещё незабвенным театральным художником Михаилом Ивницким. Зрителю комфортно — среда напоминает оформление любимых оперетт, только во времена Ивницкого не было возможности выводить на экраны затейливое видео. А как бы хорошо в этом сюжете работали голограммы, силуэты ушедших людей, словно возникающие из памяти и рассыпающиеся в реальности… Голографические эффекты — это будущее, о котором давно говорят, и в наших театрах они появятся, вот тут они особенно к месту, в истории о красавице, ставшей жертвой опасного эксперимента и прожившей 337 лет — с гладким лицом без морщин, стройной фигурой и уставшей, израненной потерями близких душой.

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Народная артистка Украины Ольга Оганезова в образе оперной дивы Эмилии Марти (она же Элина Макропулос, Евгения Монтес, Екатерины Мышкина и так далее, и тому подобное) не демонстрирует падения в трёхсотлетнюю изношенность. Эта Эмилия бодра и полна энергии, амортизации подверглась только способность сопереживать — весть о самоубийстве юноши–поклонника не отвлекает её от утреннего туалета, даже рука со щёткой для волос не дрогнет. Но ведь нужно как–то защищаться от разрушительных эмоций, в этом бурном мире есть только одна константа — неземная красота Эмилии, её певческий дар, благодаря которому во все века героиня занимает высокое положение.

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Эмилия — женщина в квадрате и в кубе, для неё все эти Наполеоны и Робеспьеры не авторитеты, коль руки холодны и в постели не очень сильны: «Нет, право, никого великого!» Прихотливый стиль модерн (костюмы Елены Лесниковой) ей к лицу. А в юности (вокализ шестнадцатилетней Элины исполняет Екатерина Мысь) — греческий наряд с каймой на хитоне, головной повязкой и строгими браслетами. Эх, посмотреть бы на героиню и в костюмах других эпох, но такой возможности нет. В финале, разочаровавшись в идее бессмертия, Эмилия предлагает манускрипт с рецептом чудодейственного эликсира остальным персонажам, а те напуганы её тяжёлой судьбой и не протягивают руки… Тогда Эмилия с Элиной вместе, словно соединившись после столетий разлуки (вы же согласны, что человек в начале пути один, а в конце вовсе другой?) сжигают рукопись в чаше, вызывающей ассоциацию с олимпийским факелом. Такую эффектную точку ставит режиссёр-постановщик Владимир Подгородинский. Эмилия, надо думать, начнёт стареть, а затем умрёт, может, ей жизни нет без самого любимого мужчины, о котором так трогательно вспоминает? Да и как жить, если в сердце больше нет огня?

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Возможно, истинная вечная жизнь женщины — в детях, внуках и правнуках? Только не в этом случае. К своему далёкому потомку Альберту (Сергей Федоренко) Эмилия снисходительно холодна, прожжённый шантажист Ярослав Прус и его романтичный сын Янек (Сергей Мильков и Александр Кабаков) не тронут её сердца, она технично охмуряет адвоката Коленатого (Михаил Игнатов) и походя завоёвывает симпатию архивариуса Витека (народный артист Украины Николай Завгородний). Но, возможно, если бы Эмилия не проспала проникновенное трио «Спите, богиня, я вам не приснюсь никогда», то поняла бы, что, возможно, кое–что упускает в своей очередной жизни…


Некую искру высекает из холодного сердца только встреча с былым любовником Гауком Шендорфом (Александр Владыченко в этой роли превзошёл себя), который словно стряхивает немощь старости при виде совершенно не изменившейся Евгении Монтес — да разве важны имена, когда такая женщина перед ним? Он предлагает бегство, и в какой–то момент эта идея Эмилии понравится… Но Время неумолимо подталкивает сюжет к финалу (балетмейстер Алла Рубина выводит на сцену балерин в сияющих космическим блеском конструктивистских доспехах — стрелки часов, стук метронома, намёк на то, что вечного двигателя, как ни крути, не существует). И этот, чудом доживший до следующей встречи свидетель, Эмилии не нужен.

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Нечему завидовать — это в финале поймёт и молодая певица Кристина (Ольга Кононцева), считавшая Эмилию своим кумиром. С другой стороны, как посмотришь на усилия женщин сохранить молодость, хочется всем им подарить рецепт эликсира от Макропулоса! Мир только выиграет от их присутствия.
«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

«Нет, право, никого великого!»  В Одесской музкомедии раскрыли «Тайну Макропулоса», но сожгли старинный манускрипт

Так что однозначного вывода в финале сделать не удастся, и это к лучшему, каждый зритель останется при своём мнении. Душа, особенно женская, всегда будет тем или иным способом изранена, пусть хоть лицо остаётся, как говорится, на месте…

Фото: Петр Катин.

22.12.2016 — Журнал «Український театр», № 4, 2016

Отпусти народ мой!

14.11.2016 — Леонид Кучеренко

Бал в честь королей

19.11.2015 — Леонид Кучеренко

Как важно быть немножко ведьмой!

26.12.2014 — Галина Марьина

«Царевна-лягушка» на новый лад

01.03.2013 — Вечерняя Одесса

65-летие театра