«Ах, как это мило, очень хорошо...». В Одесской оперетте произошло «Обыкновенное чудо»

06.10.2014 — timer.od.ua

Московская команда впервые в Украине поставила мюзикл по знаменитой пьесе-сказке Евгения Шварца.

Премьера мюзикла Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо» состоялась в Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного. Штатная волшебница ТАЙМЕРА Мария Гудыма сидела в первом ряду. 

Однако, сезон начался превосходно — что ни премьера, то событие! Конечно, правильный выбор драматургии многое определяет. А сказочник Евгений Шварц (1896-1958) драматург первоклассный, с мировой славой. В сороковые годы он приобрёл известность как сценарист «Золушки» и «Первоклассницы», фильм «Дон Кихот» по сценарию Шварца имел международный успех. Ленинградский театр комедии поставил пьесы «Тень» и «Дракон», «Голый король» впервые был поставлен в «Современнике» в 1961 году. А «Обыкновенное чудо» в конце пятидесятых имело потрясающий успех в Москве и Ленинграде.

Друзья драматурга в волшебнике узнали самого Евгения Львовича, а в жене волшебника — его супругу Екатерину Ивановну Шварц. Пьеса была написана о ней и для неё, а в предисловии автор признавался: «Обыкновенное чудо» — какое странное название! Если чудо — значит, необыкновенное! А если обыкновенное — следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдёт о любви».

Множество постановщиков были увлечены одновременно приключенческим и лирическим, философским и комедийно-ироническим сюжетом. Сказочная жизнь у Шварца очень напоминает сталинскую, брежневскую и постсоветскую эпохи, это сказка на все времена. Как хохотали в зале, когда хор придворных просил у короля (Сергей Мильков потрясает в этой роли гротескным, отрицательным обаянием) не только мыла, но и заморских деликатесов, а премьер-министр (заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный) с явным намёком на «кулювлоб» вынимал из саквояжа пистолет и приставлял к виску с вопросом: «Может, мне уйти?».

А когда о министре-администраторе (Денис Фалюта) стало известно, что он «лучшие лекарства украл у государства», зал рыдал от хохота...

Конечно, зрители сравнивали спектакль с одноимённым кинофильмом. Первая экранизация «Обыкновенного чуда» была создана в 1964 году в режиссуре Эраста Гарина и Хеси Локшиной. Но широкую популярность сыскало другое «Обыкновенное чудо», снятое в 1978-м году Марком Захаровым.

Идея создать театральный мюзикл с музыкой геннадия Гладкова возникла только через 30 лет, когда композитор в соавторстве с поэтом и драматургом Юлием Кимом дописали для спектакля ещё 20 номеров. Мировая премьера мюзикла прошла в 2010 году в Москве, а одесская премьера стала и всеукраинской.

Московской постановочной команде наша Музкомедия уже обязана мюзиклом «В джазе только девушки», для этих замечательных профессионалов творить театральные чудеса — обыкновенное дело. И снова режиссёру Дмитрию Белову и сценографу Ольге Шагалиной (оба — лауреаты премии «Золотая маска») можно горячо аплодировать за яркие, нестандартные решения, на сцене — ничего лишнего, декорации впечатляющие, своды изумрудного леса, камин в доме волшебника, ковровый уют трактира «Эмилия» и ажурная лестничная конструкция, на которой резвятся хор с балетом и возносятся в кульминационные моменты главные герои...

Балетмейстер-постановщик, лауреат международного конкурса Елена Богданович, придумала невероятные танцы с подушками (король любит подурачиться с придворными), огромными мячами и балетными пачками (вся королевская «рать» выглядит труппой, играющей «Лебединое озеро» на выезде), гигантскими мечами (ссора влюблённых — это же поединок мужского и женского начал в борьбе за главенство).

Автором инструментальных аранжировок стал заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски» Александр Пантыкин, вокальных аранжировок — Наталья Архипова, а дирижёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников сумел подать музыкальный материал с таким блеском, что не раз услышал на премьере из зала: «Браво, маэстро!».

Отбили все ладоши зрители, вознаграждая мягкосердечного трактирщика Эмиля (лауреат конкурса «Народное признание» Владимир Кондратьев) за лирическую арию «Трактир «Эмилия», гостиница «Эмилия» и за дуэт с собственно Эмилией, знойной королевской статс-дамой (заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова) «Ах, сударыня, скажите, почему же...».

Вместе с гиперактивным охотником (Андрей Мирошниченко) и его незадачливым учеником (Сергей Федоренко) зал влюбился в придворных (и притворных, приторных, проворных!) дам Аманду и Оринтию (Инна Куликова и Алеся Перекальчук). Нельзя не восхититься мастерством королевского палача (лауреат международного конкурса артистов оперетты Руслан Рудный), который с трудоголическим упорством опробовал на себе действие электрического стула.

А лирику и теплоту обеспечили две влюблённые пары: добрый волшебник (заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко) и его ещё более добрая жена (народная артистка Украины Ольга Оганезова), и, конечно же, красавчик-оборотень медведь (лауреат международного конкурса вокалистов Александр Прокопович) и хрупкая, нервная, переживающая вселенский пожар первого чувства принцесса (Александра Цымбалюк).

Конечно, в финале принцессин поцелуй не превратил юношу в дикого зверя, ведь этого не вынесло бы нежное сердце дражайшей половины нашего волшебника, а чувства близких людей надо щадить, это закон на все времена, тем более тяжёлые! Следующие спектакли состоятся 11, 12 и 31  октября — облегчите себе жизнь хотя бы на время представления и подумайте о том, как здорово, что не разорваны творческие связи Одессы с Москвой окончательно.

Автор: Мария Гудыма


22.12.2016 — Журнал «Український театр», № 4, 2016

Отпусти народ мой!

14.11.2016 — Леонид Кучеренко

Бал в честь королей

19.11.2015 — Леонид Кучеренко

Как важно быть немножко ведьмой!

26.12.2014 — Галина Марьина

«Царевна-лягушка» на новый лад

01.03.2013 — Вечерняя Одесса

65-летие театра