Ветхий завет на сцене Одесской музкомедии: «Отпусти мой народ!»

13.04.2016 — Марина Некрасова

Месседж актуальный во все века и времена. «Let my people go!» — взывал еще великий Армстронг, создав старинному спиричуэл славу мирового хита. Петь же и танцевать библейские персонажи приучены еще сэром Эндрю Ллойдом Вебером, чей гениальный «Иисус Христос суперзвезда» триумфально прошел по сценам и киноэкранам мира. Первая русскоязычная постановка легендарной рок-оперы была осуществлена заслуженным деятелем искусств России Владимиром Подгородинским, сейчас - главным режиссером Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного. Сегодня в его постановке на сцене театра — мировая премьера рок-оперы «Моисей».

Произведение это, задуманное продюсером из Израиля Наумом Барским, создано израильскими авторами: композитором Артуром Бродским (при участии Х. Зильбера) и автором либретто Игорем Хентовым. Правда, дописывалось и переделывалось оно с учетом настоятельных просьб и пожеланий Владимира Подгородинского и дирижера-постановщика спектакля заслуженного деятеля искусств Украины Вадима Перевозникова.
Рок-опера диктует свои законы - музыки, сценического решения, вокального и актерского мастерства. И для постановки «Моисея» симфонический оркестр театра пришлось «усилить» рок-группой. Хотя нельзя сказать, что рок-музыки в спектакле звучало так уж много - сконцентрировалась она в основном во втором действии. По сути - это фьюжн, вобравший в себя эмоциональную еврейскую этнику, нежнейшие знойные египетские стилизации, патетические симфонические фрагменты и безыскусную лирику. Не обошлось и без «Хава Нагила» и «Шалом алейхем». И надо отдать должное - шлягеры еврейской музыкальной культуры органично вписались в музыкальную канву спектакля. Эмоциональная и, в общем-то, незамысловатая, она не оставила публику равнодушной, бесспорно, в первую очередь благодаря мастерству маэстро Перевозникова и возглавляемого им оркестра.
А вот вокалистом, сумевшим исполнить рок по-настоящему драйвово, оказался, по сути, лишь лауреат конкурса «Народное признание» Владимир Кондратьев - один из исполнителей роли Моисея. В его трактовке - это отнюдь не благостный пастырь, библейский титан-патриарх. Человек среди людей - импульсивный, искренний, сомневающийся. В судьбоносный момент откровения он являет целую гамму эмоций и чувств - мгновения потрясения, испуга, растерянности пред неизвестным грядущим. Здесь - поединок смятения и воли, где побеждают решительность и осознание долга. Лейтмотивом образа становится борьба: между верой и отчаянием - в изнурительных скитаниях по пустыне, с рабством и жестокостью - в египетском страшном плену. Накал энергий, мощь преодоления рождает героя и пророка, способного раздвинуть море, чтобы спасти свой народ. 
Бесспорно, хорош Моисей и в исполнении народного артиста Украины Владимира Фролова - вдохновленный, укрепленный верой, любовью и долгом великодушный богатырь, становящийся героическим поводырем своего народа. В сцене-поединке с Фараоном - эмоциональном пике рок-оперы - его накал легендарного «Отпусти народ мой!» нарастает от просьбы к властному требованию, утверждению человеческого права на свободу и достоинство. 
Фараон же в исполнении Владимира Кондратьева (артист в разных составах спектакля играет роли антагонистов) даже не идентифицируется с человеком. Это - абстрактное зло, чудовищный золотой идол. Его «Нет!!!» в ответ на требование Моисея - на грани рева, рыка, визга.
В очередной раз свой статус великолепной актрисы убедительно подтвердила народная артистка Украины Ольга Оганезова в роли Йохевед, матери Моисея. Прекрасная пластика, кажется, дышащий нежностью голос - актриса прекрасна и в просветленной величественной сцене «Шолом алейхем», и в патетической сцене смерти. Еще одна нежная мать - египетская Принцесса. В исполнении лауреата премии Гран-при Международного конкурса артистов оперетты Ирины Ковальской - сочетание величия и нежности, голоса, льющегося, как золотой поток, и точеного изящества драгоценной статуэтки. Хороши и страстная Рахель (лауреат Международного конкурса артистов оперетты Наталья Ткачук), и трепетная Ципора (заслуженная артистка Украины Виктория Подольная) - замечательный, окрашенный неповторимым тембром вокал, прекрасная пластика. Бесподобны ансамбли и хоры - ликующие на радостном празднике свадьбы, пронизанные болью в трагической сцене избиения младенцев.
Великолепно пластическое решение спектакля. Режиссеру Владимиру Подгородинскому и балетмейстеру-постановщику заслуженной артистке Украины Алле Рубиной удалось создать пластическую драму, «вылепив» ее непрерывной динамикой мизансцен, великолепной хореографией. Зрительный образ спектакля - микст уникальной пластики древнеегипетских фресок, стилизации еврейских обрядов, компьютерной графики и видеоряда. 
Соединив, казалось бы, несоединимое - Ветхий Завет и компьютерные эффекты, современные музыкальные стили и старинную культуру ашкенази - авторам «Моисея» удалось создать художественную целостность, феномен рок-оперы. Библейская история, известная досконально, признаемся, далеко не всем, предстала здесь яркой фреской, экспрессивным священным действом - возвышенным, героическим и трогательным. Древнейшей притчей о том, что без любви - к ребенку, женщине, своему народу - нет свободы.