«Белая акация»: поэма о городе
Эта музыка звучит в одесских курантах, прибывающих в наш город поездах. Стала его гимном ─ песня об Одессе из оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация». Поставленная в 1956 году на сцене Одесского театра музыкальной комедии, она стала его визитной карточкой. Фильм, созданный по спектаклю в 1957 году, прославил его на всю страну. Сегодня, после долгого перерыва «Белая акация» вновь вернулась в Одессу, на сцену Одесской оперетты.
Спектакль - романтичный, легкий, светлый ─ стал вдохновенной поэмой о любимом городе. И, слава Богу, что режиссеру-постановщику Владимиру Подгородинскому не пришло в голову осовременить пьесу Владимира Масса и Михаила Червинского, герои которой ─ одесские китобои. Сегодня, как и многое из той далекой уже поры, китобойная флотилия «Слава» осталась лишь в памяти, истории нашего города. Когда чуть ли ни вся Одесса провожала и встречала моряков из антарктических походов.
60 лет спустя, безусловно признавая совершенство музыки, актуальность пьесы многие подвергают сомнению. Но сегодня «Белая акация» ─ такая же классика, как оперетты Кальмана. Между прочим, современника Дунаевского. Никому же не приходит в голову осовременивать «Сильву». Хотя, может, и придет...
И музыка «Белой акации» столь же талантлива и прекрасна, как классика Штрауса и Легара. Проникновенные романтические дуэты, взволнованная лирика, мужественная энергия маршей, очаровательные польки и кадрили, искрометный хитовый фокстрот... «Белая акация» ─ просто россыпь жемчужин музыкальной сокровищницы Дунаевского. И в новой постановке Одесской оперетты музыка его по-праву вышла на сцену. Замечательный оркестр театра под управлением дирижера-постановщика Вадима Перевозникова стал непосредственным и важным участником театрального действа. И прекрасно вписался в сценическую поэму о неповторимом, любимом городе. Его удивительных, талантливых жителях. Причем, талантливы ─ все. Здесь гениальные мамы растят гениальных детей. Юные вундеркинды под целеустремленным родительским руководством музицируют, поют, рисуют, танцуют... И балетный станок становится полноправным элементом сценографии. Так же, как и белый рояль, на котором, практически, все герои оперетты наигрывают бессмертные мелодии Дунаевского. Потому совершенно органичны и хореографические вариации, сопровождающие лирические излияния героини, и оркестр, разместившийся в белоснежной Воронцовской колоннаде. И совершенно понятно, что хор и балет в этом спектакле просто обязаны быть на высшем уровне. Что и подтвердили дружные аплодисменты зрителей.
На сцене свежестью и чистотой сияет белый цвет ─ царящий от корабельных рубок до празднично накрытых столов, садовых скамеек, мольбертов уличных художников. Сценография художника-постановщика Станислава Зайцева романтична и чиста, лаконична и мобильна. Ее центром становится вращающаяся колоннада, с которой с морем цветов провожают и встречают китобоев одесситы. Белые одежды отважных мореходов и с ними ─ бескомпромиссного жреца муз Сергея Сергеевича с изяществом и вкусом разбавлены стилизованным ретро героинь и одесских стиляг (художник по костюма Елена Лесникова).
Сергей Сергеевич ─ фигура в экранизации оперетты, в общем-то, проходная. В великолепном же ─ экспрессивном и трогательном ─ исполнении Николая Завгороднего он становится одним из ярчайших героев спектакля. Не уступающим, пожалуй, китобоям в отваге, когда «когда обижают искусство», и с блеском доказывающим, что в Одессе и гримеры бельканто исполнить умеют.
Блистателен дуэт Ларисы и Яшки «Буксира» в исполнении Ольги Оганезовой и Владимира Фролова. Для режиссера-постановщика обаятельнейшие герои эти ─ вне возраста и времен. Такими же они стали и для молодых зрителей одесской премьеры, покоренных виртуозной легкостью и магией актерского шарма именитых артистов. Неотразимый, «умеющий жить» прощелыга Яшка, слегка отмороженный в китобойном рейсе, в финале спектакля даже некоторое сочувствие вызывает. Лариса же ─ и вовсе восторг: своей непотопляемой, напористой практичностью и просто восхитительным эгоцентричным легкомыслием.
На сцене ─ звезды! Народные, заслуженные и сверхновые.
Очаровательная, задорная Катя (Аурика Ахметова). Открытый и цельный Костя (Тимофей Криницкий). Леша (Александр Олтянов) и Саша (Александр Прокопович) ─ отчаянные одесские мальчишки, с детства мечтающие о море. Такой, наверное, была юность наших отцов. Под стать им Тоня (искренность и великолепный вокал Ирины Ковальской), как многие одесские девчонки, живущая мечтою о море. Осатаневший от съемочного процесса, но преисполненный сознанием важности своей миссии режиссер кинохроники (Денис Фалюта). Гарпунер Чумаков в исполнении Сергея Милькова ─ еще одна бесспорная удача спектакля. Бескомпромиссный и темпераментный, знающий себе цену - мужик! Такими были наши отцы, защищавшие и создававшие Одессу.
Спектакль, по словам Владимира Подгородинского, задуман был как светлая ностальгия по, увы, уходящей Одессе, ее людям. А еще, наверное, о том ─ что самое лучше, чистое в ней обязательно надо сохранить. И когда в финале оперетты с «Песней об Одессе» на сцену вышли первые исполнительницы ее главных, ставших звездными ролей Идалия Иванова и Евгения Дембская, им подпевал весь зал.
«Ты ─ в сердце моем, ты ─ всюду со мной, Одесса, мой город родной...»