Любовь возносит в небеса

12.03.2017 — Леонид Кучеренко

Субъективные заметки о спектакле и не только

Не каждому одесситу посчастливилось хоть раз в жизни побывать даже в Тбилиси, не говоря уже о Тифлисе позапрошлого века. Ну, разве что в кинематографическом. Но у многих из вас теперь есть возможность познакомиться с этим практически забытым экзотическим городом на подмостках Одесского театра музыкальной комедии. Для этого достаточно попасть на представление праздничного и радостного мюзикла «Ханум» по легендарной пьесе Авксентия Цагарели под зажигательную и радостную музыку Гии Канчели. Выходя из зала, вы сможете с полным правом утверждать, что наверняка когда-то уже побывали в этом замечательном городе среди этих замечательных и неповторимых людей. Итак, давайте хоть на короткое время переместимся в Авлабар, неповторимый старинный район Тифлиса, где рядом мирно и дружно, как добрые соседи живут армяне и грузины.
Говорят, что Авлабар чем-то неуловимо напоминает нашу родную Молдаванку, наверное, в первую очередь жителями кварталов, желанием веселиться, радоваться жизни и друг другу. Режиссеру-постановщику этого карнавального действа Дмитрию Белову удалось передать праздничную атмосферу жизни доброжелательных и искренних людей. Удачным приемом выглядит отсутствие традиционного кавказского акцента, давно ставшего «общим местом» многих неудачных «этнографических» спектаклей и кинофильмов. Грешат этим не только «восточные», но и такие «псевдоодесские» постановки как «Ликвидация». В данном спектакле мы все чувствуем себя как у себя дома, а не на выдуманной ярмарке. 
Перед нами разворачивается неторопливая жизнь горожан, которые могут и умеют не только работать, но и отдыхать. Вместе они празднуют, вместе радуются жизни и помогают друг другу решать возникающие трудности и проблемы. И, конечно же, не обходится и без любви. Испокон веков жители этого южного города живут рядом одними радостями и одной семьей. Разумеется, главным персонажем и героем подобных спектаклей является «Ее Величество Любовь», которой «все возрасты покорны». Находят свою любовь как молодые Котэ (Александр Прокопович) и Сонэ (Елизавета Дюльгер), так и Микич (Денис Фалюта) и даже умудренная сваха Ханум (блестящая актриса Ольга Оганезова). Даже скуповатый слуга князя Тимотэ (Руслан Рудный) вдруг неожиданно начинает испытывать теплое глубокое чувство к ранее лишь хитрой и коварной свахе Кабато (Алеса Перекальчук). Главный герой спектакля, обедневший князь Вано Пантиашвили (Сергей Лукашенко), у которого из былого богатства и великолепия остался лишь старинный фамильный ковер, мечтает о выгодном сватовстве на молодой богатой невесте. Типичный, как сейчас сказали бы, преуспевающий «новый армянин» Микич, мечтает о блестящем титуле. «Пружина» сюжета спектакля закручивается все более и более стремительно по законам типичной «комедии положений». Не обходится и без путаницы и недоразумений. Но все заканчивается благополучно. Любовь героев пьесы преодолевает все препятствия и препоны. Именно она, Любовь, и побеждает, как и должно быть не только в пьесе, но и в жизни. 
Одной из особенностей этого веселого и доброго спектакля можно назвать отсутствие злых и недоброжелательных отрицательных персонажей. И даже ссоры между ними выглядят лишь «издержками» южного темперамента. Заканчивая спектакль, хочется вспомнить мудрые слова, произносимые его героями. «Ведь «когда в клетке двое – это уже не клетка, а гнездо»! Именно поэтому счастливые герои в финале спектакля улетают на праздничном дирижабле в небеса. Ведь именно в небесах место всем счастливым, всем влюбленным, всем светлым и радостным!
Да будет так. И не только в спектакле, но и в жизни!