«Хава нагила», глас Божий и бедные овечки: Одесская музкомедия поставила рок-оперу «Моисей»

13.04.2016 — Ирэн Адлер

В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного историю ветхозаветного пророка представили с размахом.

Видеоэффекты показывают нам погрязшие в песках пирамиды, расступающееся море, залитый кровью иудейских младенцев Нил и пылающий куст. В последнем случае слышится даже глас Божий, вернее голос народного артиста Украины Олега Школьника, повелевающего Моисею вывести свой народ из Египта: «Да, Моше, это я, твой единственный Бог… Ты мной избран вождем иудейским великим народом».

Угнетенные иудеи строят что-то вроде пирамиды, правда нерадиво, за что их по спинам охаживает плетью злой египетский надсмотрщик, и надо видеть, как умело придушит его этой же плетью Моисей! Принцип клипового монтажа характерен для этого спектакля, и не случайно Моисей в первой арии вспоминает многочисленные злодеяния человечества вплоть до Бухенвальда и возрождающегося нацизма, он пророк и всегда немножко над временем, не исключено, что сейчас он приближает к нам, сегодняшним, те давние события, непосредственным участником которых он являлся.

Для режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Владимира Подгородинского, это двадцатая, юбилейная рок-опера. Для Одесской музкомедии – первая рок-опера в репертуаре. «Моисей» сочинен и спродюсирован израильтянами специально для одесского театра. Авторство музыки принадлежит Артуру Бродскому, либретто и стихи — Игорю Хентову, в сцене свадьбы Моисея и красавицы Ципоры звучит «Хава нагила», также органично вплелась в музыкальную ткань рок-оперы популярная песня «Шалом Алейхем». В спектакле задействована практически вся труппа плюс малыши из «театральной продленки», которых балерина Люсине Оганнисян (она исполняет соло в танце наложниц перед фараоном и демонстрирует завидную гибкость) научила исполнять роли бедных маленьких овечек, которых пасет перед встречей с пророком Ципора (Ирина Гусак).

Взрыв эмоций при виде своей избранницы сорокалетний (по сюжету) Моисей изливает в речитативе: «Прекрасного лица изысканный овал, пьянящий аромат струящихся волос…». Он спасает девушку и ее испуганное стадо от грабителей и тут же играют свадьбу по всем правилам, с хупой.

Бодрый темп задает всему действу дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников, к слову друг детства автора идеи и продюсера «Моисея», израильтянина Наума Барского. Танцы «нильских змеек», вьющихся при дворе фараона, бедных иудейских овечек и прочих персонажей поставила заслуженная артистка Украины Алла Рубина. Заслуженный художник Украины Станислав Зайцев и художник по костюмам Елена Лесникова облекли сцену и актеров весьма достойно – иудеи тянутся к благородной простоте, египтянам милее все прихоти роскоши, все материальное, блестящее и красочное.

Фараон (Владимир Кондратьев) очень злой и желчный, он противится искренней интернациональной любви еврейской девушки Рахели (Ольга Кононцева) и знатного египтянина Рамсеса (Александр Кабаков), и на решительные просьбы Моисея и Аарона (народный артист Украины Владимир Фролов и Сергей Мильков) раз за разом скрипучим от ненависти голосом отвечает: «Нет!» Глядя на Владимира Фролова в этом образе, понимаешь: для истинного таланта время не имеет особого значения, заменить его по-прежнему некем, он кажется порой исполином, несущим правду и справедливость.

Отечественный театр привык к хлипким еврейским скрипачам, ранимым философам, которых разве ленивый не обидит, а здесь – борец и герой! Будем надеяться, майские гастроли «Моисея» в Израиле пройдут успешно.






























Фото Владимира Андреева.