Вечная молодость «Сильвы»
Этот спектакль впервые появился на сцене сто лет назад, чтобы навсегда покорить нас пленительной страстью мелодий, головокружительным вихрем вальса и бесшабашным задором чардаша, очарованием театральных кулис и драматизмом любовных историй. Время не сумело состарить «Сильву». Так не увядает с годами истинная любовь, истинное искусство ─ пьянящее искусство короля оперетты Имре Кальмана.
Этот года стал в Европе годом «Сильвы» ─ многие театры вновь и вновь ставят этот легендарный спектакль. В истории Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного премьера его пятой постановки завершила шестьдесят восьмой театральный сезон. Сразу хочу утешить тех, кому не удалось попасть на этот искрометный праздник театра, музыки и любви: не отчаивайтесь ─ свой новый театральный сезон 25 июля Одесская музкомедия вновь откроет «Сильвой».
В разные годы в спектакле блистали Евгения Дембская и Идалия Иванова, Маргарита Демина и Михаил Водяной, Людмила Сатосова и Эмиль Силин, Юрий Дынов и Станислав Ковалевский, Владимир и Виктория Фроловы... И сегодня исполнявшая когда-то партию Сильвы заслуженная артистка Украины Тамара Тищенко выходит на сцену в роли княгини Воляпюк, а недавний Бони ─заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко ─перевоплощается в распорядителя кабаре Мишеля. В спектакле, исполненном юношеского задора и азарта, они и, конечно, заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный ─ очаровательный князь Воляпюк ─ не уступают своим молодым партнерам по сцене в искрометности темперамента. И вместе с тем ─ неизбежно дают урок актерского мастерства.
Сегодня «Сильва» ─ спектакль молодых. Молоды и исполнители главных ролей, и замечательные хор, кордебалет, оркестр, под управлением дирижера-постановщика спектакля заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Перевозникова виртуозно исполнивший музыку жизни, радости, любви ─бессмертную музыку «Сильвы». Задачи изображать князей и графов пред молодыми артистами режиссер-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский не ставил. Да, и, слава Богу, навыков таких у ребят нет. Наверное, потому и работали они ярко и озорно. ─ А если идти по такому пути, то все будет чопорно, скучно, противно и никак, ─ убежден Владимир Иванович. ─ Ведь мы сами ─ и публика, и артисты ─ не графы и не бароны. В результате ─ на сцене влюблялись, страдали, дурачились, пели и танцевали живые люди ─ не симулякры, отдающие нафталином. Блистательна романтическая примадонна Сильва (Лилия Духновская).Ее легкая, изящная пластика созвучна прекрасному вокалу. Когда же женская гордость актрисы оскорблена, она дает свободу заключенной, наверное, в каждой из нас «частице черта» ─ подчиняет своей власти, ввергает в водоворот страстей. Ее же прославленный дуэт-воспоминание с Эдвином полон искренней любви, гордости и боли. Эдвин в исполнении совсем еще молодого Сергея Федоренко ─ юный шалопай. Простодушный, непостоянный, несколько бесхарактерный и, как ни крути, связанный аристократическими условностями. По сути, ему больше подходит беззаботная Стаси, чем пылкая Сильва, а белый фрак ─ более к лицу, чем офицерский мундир. И если бы ни пламенное желание Бони и Стаси без досадных промедлений предаться радостям медового месяца, еще неизвестно, как закончилась бы эта история. Эта шаловливая парочка с аппетитом хрумкает румяные яблочки и вообще ─ просто купается в чувственных удовольствиях. Хотя Стаси (очаровательная Ирина Гусак, лауреат международного конкурса вокалистов) ─ «совсем не ягненок кроткий». А Бони (Александр Владыченко) готов проявить самоотверженность, когда дело касается дружбы и любви. Артисту, что в оперетте случается, увы, не всегда, удается передать тонкие душевные движения своего героя ─ растерянность, изумление, решимость. А его сногсшибательный гэг с телефоном мог бы стать самостоятельной комической миниатюрой. Чуть ли ни акробатические трюки Александра вполне органично вписывались в сценический рисунок его экспрессивной, эксцентричной роли. Исполняя вместе с Ферри легендарный дуэт «Красотки кабаре», он вообще, кажется, готов был взлететь от восторга. А искрометный канкан, весьма убедительно утверждающий то, что «без женщин жить нельзя на свете, нет!» в его исполнении сопровождался дружными аплодисментами зала. Ферри ─ еще одна удача спектакля. Благородный нестареющий бонвиван с лучезарной улыбкой ─в исполнении лауреата конкурса «Народное признание» Владимира Кондратьева ─ идеальный герой оперетты, театрально отстраненный и стильный. Он так упоительно беспечен! Несмотря на знание жизни, а, может быть ─ благодаря ему. И когда под предводительством Цецилии Воляпюк (в девичестве ─ Соловей) вся опереточная команда лихо грянула «Эй, друг любезный, мы живем только раз!», зрители ясно осознали ─ таки да! Спектакль, пьянящий, как шампанское. Хотя за феерией карнавала ─ извечный конфликт мертвящих условностей «высшего общества» и насыщенной, яркой жизни театра,своей магией заставляющего нас забыть о том, что «полное счастье бывает только в оперетте», и хоть на пару часов уносящего в беззаботный мир прекрасной музыки и счастливой любви.