«Бал в Савойе»: с Моцартом по жизни

01.11.2016 — Марина Некрасова

«Коль мысли черные к тебе нагрянут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро» ─ рекомендовал, как вы помните, приятелю и коллеге Вольфганг Амадей Моцарт. « Или сходи на «Бал в Савойе» в оперетте» ─  сегодня можно добавить  с полным правом. Тем более ,что в премьерном спектакле Одесского академического театра музыкальной комедии им. Водяного дирижирует «всем этим джазом» именно Вольфи ─ так с ласковой фамильярностью называет великого маэстро его героиня.

Появилась эта замечательная идея у режиссера-постановщика спектакля Владимира Подгородинского. Изначально в либретто оперетты никакого Вольфганга-Амадея не наблюдалось. И, слава Богу, что, переработав его, режиссер создал не очередной сомнительный анекдот о проказах неверных мужей и интригах флиртующих жен, а историю о ярком таланте, который ни в коем случае нельзя зарывать в землю.

Впрочем, никто не собирается! Не для этого же, в самом деле, с таким напором, целеустремленностью, изобретательностью прорвалась-таки молодой композитор Дези Брайтон  на бал в отеле «Савой», где должны выступить ярчайшие звезды концертной эстрады. В ее звездной харизматичности и таланте, «сверкающем, как бриллиант», тоже сомнений нет ─ тем более  в исполнении блистательной Ирины Ковальской. Задорный натиск ее жизнеутверждающего дарования ─стремителен и радостен. Даже как-то не очень удивляет, что на вопрос, кто написал сочиненную ею мелодию, единодушно все отвечают: «Моцарт!» Так что не так уж невероятно, что сам Вольфганг-Амадей, не устояв под ее напором, сошел с пьедестала и даже дирижерскую палочку свою Дези одолжил ─ управлять неутомимо свингующим джаз-бандом ее мечты. Драйвовым вихрем оркестрик этот проходит через весь спектакль (великолепная работа балетмейстера-постановщика Аллы Рубиной), чтобы в его финале фантазия воплотилась в реальность.

В спектакле вообще множество прекрасных танцевальных номеров ─ танго, фокстрот, степ... Притом балетмейстер стремится к актерской оправданности каждого движения, целых танцевальных фрагментов. Танцуют же замечательно здесь не только балет, но и героини спектакля, демонстрируя головокружительные поддержки и вполне профессиональные пируэты. А обольстительная дива Карлен Цитрих (Виктория Подольная) ─ в котелке  и сверкающем комбидрессе ─ не только «Бай мир бист ду шейн» исполнила вполне в стиле легендарного «Кабаре», но и на пуантах станцевала.

Еще одна звезда концерта в «Савойе» ─ итальянский тенор Даччано Заваротти (Александр Прокопович). Завороженные его блистательным «Вернись в Сорренто» ─ проникновенным, исполненным и нежности, и силы ─ сладко млели дамы и девицы и за столиками отеля, и в креслах зрительного зала.

И, конечно ─ томная и страстная «Танголита» в великолепном исполнении примадонны Мадлен Тибо (Ольга Оганезова), с блеском продемонстрировавшей не только вокальное мастерство, но и головокружительные па.

Звезда Одесской оперетты вполне органична в роли прославленной эстрадной дивы. Чистосердечен и беспечен ее возлюбленный Аристид Стентон (Владимир Кондратьев) ─ словом, истинный художник. Законченный, запоминающийся образ ─ у каждого, даже эпизодического героя спектакля. Дирижер Диффенбах (Александр Владыченко) ─ самодовольный шовинист, ставящий многочисленные палки в колеса на пути Дези к музыкальному Олимпу. Утомленный суровой жизнью агента примадонны, меланхоличный импресарио Фрост (Сергей Мильков), с завидным аппетитом, между тем, и с наслажденьем, как бы невзначай, поедающий обед певицы. Импозантный, многоопытный и искушенный директор отеля Хедленд (Николай Завгородний), умеющий преподнести очередную «звезду» и мастерски «подогреть» восторг публики. Покоренные талантом и очарованием Дези, они, заручась поддержкой Моцарта (Александр Кабаков), образуют прекрасное ─ энергичное и предприимчивое ─  трио, всячески способствующее восходу новой эстрадной звезды.

Флиртует с великим маэстро ─ как, впрочем, со всеми подряд ─восхитительно меланхолично-истомленная и, по-видимому, «непросыхающая» барменша Поли (Инна Куликова). Под стойкой у нее и укрывается традиционно-опереточный, дурашливый кельнер Помероль (Денис Фалюта), невольно ставший «спусковой кнопкой» происходящего в «Савойе» веселого кавардака. 

Удивительно гармонично и стильно решен художественный образ спектакля (художник-постановщик Станислав Зайцев) ─ в изысканном стиле ар-деко, столь созвучном изящной и легкой Золотой эпохе джаза. И все его орнаментальные хитросплетения созвучны хитросплетениям запутанной интриги пьесы. Зрители вместе с Мадлен Тибо словно несутся по просторным залам роскошного отеля. Моцарт же просто купается во всей этой джазовой кутерьме ─ сродни веселой неразберихе упоительной «Женитьбы Фигаро». А весьма нестандартная оперетта, упорно стирающая границы с более осмысленным жанром ─ мюзиклом, в результате превратилась к финалу в блистательное драйвовое шоу: с  блестящими хореографией и вокалом, великолепным актерским куражом, «высшим пилотажем» которого стал танцевальный хит

30-х годов фокстрот «Мистер Блэк» ─ поистине, звездный номер, захватывающий дух.

Так что вдохновенное моцартианство может и в написании фокстротов проявляться. Что и попыталась доказать Одесская оперетта, подарив зрителям мощный импульс творческой радости.

И, судя по восторженной реакции публики, это у нее замечательно получилось.