Озорным и нежным респектом классической пьесе Авксентия Цагарели, задушевной и озорной музыке Гии Канчели, ставшей для многих органичной составляющей неотразимого обаяния грузинской ментальности, стал мюзикл «Ханум» ─ долгожданная премьера Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного. Он заставил от души хохотать, слегка поностальгировать, восхититься веселой и щедрой фантазией его создателей. Да, что говорить, просто влюбиться в этот бесшабашный, лиричный и изобильный, как шальной карнавал, спектакль. Пролог ─ ностальгическая реминисценция. На задернутом еще занавесе колеблются, как в зыби времен, кварталы легендарного Авлабара ─ тифлисского района, где исстари соседствовали дружно грузины и армяне, меняются, оживают лица его обитателей, и вечной любовной тоской звучит чистый девичий голос. (Не зря, не зря пригласили художником по свету лауреата премии «Золотая маска» Майю Шавдатуашвили!) А затем молниеносно меланхолический отзвук былого сменит ураганное карнавальное действо ─ вне времени и границ. Ведь темы вечного противостояния любви и наживы, высокомерной эпикурейской нищеты и нуворишеской жажды престижа свойственны всем странам и векам.
Как по мне, главным героем спектакля, его звездой - да простят меня все прочие артисты, просто великолепно играющие в «Ханум» ─ стал князь Вано Пантиашвили в исполнении Андрея Мирошниченко. Впервые он появляется на сцене вместе со сбродом прощелыг и пьяниц, на тачке привезших его светлость в наследный дом чуть ли ни в чем мать родила. Князья ведь на улице не валяются! А судя, по всему, оставивший в духане последнее, валялся бы он именно там. Прожившемуся фанфарону ─ «все ─ Божья роса». Но он жалко сникает под натиском успешного брутального красавца Акопа (лауреат конкурса «Народное признание» Владимир Кондратьев). С помпой явившись в дом к потенциальным родственникам, кажется, сейчас рассыплется, не выдержав собственной пафосности помноженной на похмельный синдром. А нареченную свою увидав, и вовсе в обморок падает. Но воспламененный молодой красоткой моментально из старой развалюхи преображается в сексапильного мачо, лихо отплясывая буги с юной соблазнительницей. Хотя режиссер-постановщик «Ханум» лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Белов уверял, что «штампованного» кавказского акцента у героев спектакля зрители не услышат, изначально, словно ремарка прошлого, он то появляется, то исчезает и у князя, и у его племянника Котэ (Александр Прокопович), и у свахи Кабато. В исполнении лауреата международных конкурсов вокалистов Ирины Гусак эта элегантная, уверенная в себе бизнес-вумен презентована к тому же эффектной джаз-дивой. Но куда ей до сногсшибательной Ханум ─ супер-профессионала, заставляющего весь бурлящий разношерстный Авлабар способствовать достижению своей цели. Конкурентку же свою Кабато она просто лупит прямо на рынке, победоносно демонстрируя отбитый у соперницы трофей - шляпу. И притом в блистательном исполнении заслуженной артистки Украины Ирины Ковальской ─ великолепной, как оказалось, гротесковой актрисы и джазовой певицы - остается такой себе очаровательной резвушкой, ну, просто порхающей по сцене! Кажется, что петь и танцевать ─ притом, прекрасно! ─ для нее столь же органично и легко, как говорить, дышать. Вот такое феерическое созданье! Даже волосы сопернице повыдергивать ангельским голоском обещает. Рыночная свара, переходящая в драку ─ одна из ярчайших сцен спектакля. Великолепный микст замечательной хореографии ─ даже на уровне пластики, жеста (балетмейстер-постановщик лауреат театральных фестивалей Марина Суконцева), пестроты удивительно разнообразных костюмов, выдержанных, тем не менее, в одной колористической гамме (художник по костюмам Анастасия Шенталинская), и превосходной сценографии (художник-постановщик, заслуженный художник Украины Станислав Зайцев). Созданные им ажурные трехуровневые вращающиеся декорации, позволили распределить актеров в различных мизансценах на разных высотах, создавая эффект активного движения в большом пространстве. И при этом ─ сумасшедший темп, заданный блестящей аранжировкой музыки Канчели джазовыми музыкантами Алексеем Петуховым и Натальей Архиповой, с отменным драйвом исполненной оркестром театра под управлением Владимира Дикого. А кроме джаза ─ сальса, буги, реп, хип-хоп! Явно, «нафталином» здесь и не пахнет! Спектакль получился свежий и очень современный, сегодняшний. Здесь такая же базарная с криминальным душком «элита», разборки по понятиям, бизнес любой ценой. И, как во все века и времена, миру необходима любовь. Даже, оказывается, у рвущегося в князья заскорузлого деловара Микича (Виталий Платов, он же ─ бабушка Ануш, весьма плотоядно танцующая вальс с юным Котэ) есть заветная мечта ─ подняться в небо. Что он и делает в финале, забирая с собой на дирижабле в бескрайний мир всех героев спектакля, любовь свою, наконец-то, нашедших. А в старом Тифлисе с сестрой остается лишь старый князь, рассудив, вероятно, что «лучше достойно, тихо, спокойно чачу пить». Но, порой, в извечной тоске по любви повторять бессмертные чарующие строки: «Только я глаза закрою ─ предо мною ты встаешь! Только я глаза открою -─над ресницами плывешь...» |