На бал в «Савой», на бал в «Савой»! В Одессе поставили «последнюю оперетту человечества»
Без Мустафы, зато с Моцартом…
В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Водяного очень хотели преподать новый спектакль, как последний образец жанра, но вовремя вспомнили, что позднее были написаны ещё две оперетты Имре Кальмана – «Маринка» и «Дьявольский наездник». Но ведь они не стали популярными (за исключением отдельных номеров, исполняемых в концертах), и уж точно ни разу не ставились в Одессе. А вот оперетта Пола Абрахама «Бал в "Савойе"», написанная в 1932 году, популярна во всём мире, и в Одессе её уже ставили в 1957 и 1991 годах. Стало быть, человечество именно «Бал» восприняло как «последнюю оперетту», прежде чем увлечься мюзиклом. Не будем стесняться, продадим товар!
Либретто Альфреда Грюнвальда и Фрица Лёнер-Беда с текстами Владимира Масса и Михаила Червинского переосмыслено режиссёром-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Владимиром Подгородинским. Если в 1991 году театралы со стажем имели удовольствие смотреть комедию, где наличествовали такие персонажи, как аргентинская танцовщица Танголита и атташе турецкого посольства Мустафа-бей плюс шесть его бывших жён, а интрига строилась на мнимой супружеской измене, то сегодня «Бал в "Савойе"» посвящён совершенно иной теме.
Главной героиней становится вдохновенная девушка, композитор и певица Дези Брайтон (заслуженная артистка Украины Ирина Ковальская), эмансипированная рыжая бестия, у которой несомненный талант, что подтверждает самый мистический персонаж, Моцарт, сходящий с пьедестала ради того, чтобы помочь её карьере (Моцарт – лауреат международного конкурса вокалистов Александр Кабаков). Дези нипочём трудности, она прорывается к сильным мира сего, и происки шовинистически настроенного дирижёра Диффенбаха (Александр Владыченко) не помешают её первому выступлению. Пусть коварный маэстро пролил шампанское на платье и оттоптал подол – она будет дирижировать, хотя бы для этого и пришлось одолжить мужской фрак! Давай, детка, докажи этому мужскому миру, что с тобой можно иметь дело!
«О, мистер Блэк – манишка как снег, о, леди Штерн – вся шик и модерн» – дебют красотки пройдёт на славу!
А как же знаменитая ария Танголиты («В стране чудес, где моря плеск, где, знойной неги полна. Ласкает волна кора-аллы…»), шлягер, прославивший «Бал в "Савойе"»?. Ария никуда не делась, просто персонажа такого нет! Во втором действии в качестве концертного номера её блестяще исполнит знаменитая певица Мадлен Тибо (народная артистка Украины Ольга Оганезова). Концерт на балу изобилует шикарными номерами, тут и «Вернись в Сорренто», который исполнит итальянский тенор Даччано Заваротти (лауреат международных конкурсов Александр Прокопович), и «Бай мир бист ду шейн» от несравненной дивы Карлен Цитрих (заслуженная артистка Украины Виктория Подольная). И будьте уверены – тенор, так такой тенор, что от криков «Браво!» из зала уши закладывает, а дива не только красива и сексуальна – поёт, на пуантах отплясывая (помогло и пригодилось балетное прошлое актрисы).
Певица Мадлен Тибо и знаменитый художник Аристид Стентон (лауреат конкурса «Народное признание») в данном варианте оперетты не супруги, а только познакомившиеся влюблённые, чьи чувства молоды и горячи. Тем интереснее! Балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Украины Алла Рубина работала отнюдь не только над балетными сценами, она старалась наполнить каждое движение солистов изысканной пластикой (сколько поэзии, а также «химии» в том, как герои синхронно перепархивают лежащие на полу чемоданы или соприкасаются руками на крышке рояля!), оправдать актёрски любое движение. И это ей удалось. Действие идёт на нескольких планах, и зрители получат массу удовольствия от перемещений хора и балета, особенно от своеобразной «немой сцены» в глубине, когда наблюдающие за действом гости бала сгруппируются вокруг Моцарта, которому «знатоки» постоянно приписывают удачную мелодию, сочинённую Дези.
Здесь нет мелочей, и зелёная меховая накидка на плечах Мадлен, которую она иронично называет «грин тушкан», вовсе не делает её похожей на ту самую людоедку Эллочку, перед нами милостью Божией примадонна (каковой Ольга Оганезова, по сути, и является).
Блистает озорной кельнер Помероль (Денис Фалюта), становящийся центром переодеваний и превращений, вокруг которого постоянно мелькают все эти фраки и ливреи, по которым тебя встречают в обществе. Сомнению подвергается даже авторитет всемогущего и импозантного директора отеля «Савой» Хедленда (единственный участник предыдущей постановки 1991 года, Николай Завгородний, народный артист Украины, мастерски играет недоумение и вежливое потакание даме, принявшей его в очередной раз за очередного кельнера). Узнаваемый образ импресарио примадонны Фроста создаёт Сергей Мильков – такому щёголю нельзя доверить не то что судьбу артистки, но даже её горжетку, того гляди на себя напялит… Самая маленькая роль наполнена самым глубоким смыслом и сделана ярко, броско, убедительно.
Все эти музыкальные и актёрские кружева вышиваются по золотой канве конструкции в стиле ар-деко – заслуженный художник Украины Станислав Зайцев и художник по костюмам Елена Лесникова создали удивительную атмосферу, не перебарщивая с оборками и позолотой, такое впечатление, что попал на вечеринку «Великого Гэтсби», только без мрачных тайн и страстей, бушующих под гламурной обстановкой, а с оптимизмом, верой в своё предназначение (даже если оно ограничивается написанием модных фокстротов) и, разумеется, в любовь. Всё, что нужно зрителю от старой доброй оперетты, но без запаха нафталина, даже очень придирчивый зритель найдёт на «Балу в «Савойе».
Фото: Пётр Катин.