Пророк Моисей суперстар. В Одессе поставили рок-оперу на ветхозаветный сюжет
Раздайся, море!
В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного состоялись премьерные показы рок-оперы «Моисей». Штатная иудейка ТАЙМЕРА Мария Гудыма прослезилась в четвёртом ряду.
Конечно же, в такой постановке без видеопроекций не обойтись – воды Нила становятся кровавыми в сцене избиения младенцев, а в финале, когда море должно расступиться перед покидающими Египет иудеями, перед артистами раздвигаются подсвеченные голубым планшеты, а неопалимая купина так натуралистична, что хочется вызвать пожарных…
Рок-опера написана композитором Артуром Бродским, либретто и стихи — Игоря Хентова, оба они сейчас живут в Израиле. Рок-опера создавалась специально для театра, в качестве оригинального репертуара, и дорабатывалась с учётом пожеланий постановщиков и базовых возможностей Одесской музкомедии. В музыке использована тема израильского композитора Хирша Зильбера.
Над спектаклем работали режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, дирижёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников, балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Украины Алла Рубина.
Декорации создал заслуженный художник Украины Станислав Зайцев, костюмы — Елена Лесникова.
Театр музыкальной комедии впервые обращается к библейской теме и, раскрывая образ Моисея (человека, героя и пророка), в период от рождения и до Исхода, авторы постарались не отходить от хронологии событий, изложенных в Торе, но, учитывая особенность жанра, всё же присовокупили лирическую линию любви еврейской девушки Рахели (Ольга Кононцева) и египетского воина Рамсеса (Александр Кабаков).
Автор идеи рок-оперы «Моисей» — глава продюсерской компании «Production Center Naum Barski» (Израиль) Наум Барский.
«Этот спектакль — воплощение моей юношеской мечты. В Одессе я решил ставить этот спектакль, потому что здесь находится человек — мой личный друг детства — Вадим Перевозников. Так что это наша совместная мечта, которая теперь воплощается в жизнь.
Кроме того, когда я приехал и познакомился с театром, его труппой, главным режиссёром, я понял, что лучшего места для воплощения идеи мне не найти», — признался продюсер.
Музыкальная часть спектакля отнюдь не решается средствами только рок-музыки, это фьюжн, в котором собраны разные музыкальные жанры. Звучат, притом убедительно, даже «Хава нагила» и «Шалом Алейхем».
«У нас не было задачи пересказать библейский сюжет, — говорит Владимир Подгородинский. — Это светское произведение, нашей задачей было высказать свой взгляд на проблему и связать её с сегодняшним днем. А проблема в том, что в мире стало очень мало любви к ближнему. Особенно — к нам со стороны власть имущих, которые должны вести за собой народ. Эта пьеса о том, что эта любовь должна вернуться.
Мы ушли от привычных декораций. Всё достаточно условно, но есть серьёзный видеоряд, много компьютерной графики. Спектакль решается кинематографическим языком. В нем жёсткая клиповая склейка эпизодов».
Образ поводыря человечества передают своей игрой исполнители роли Моисея народный артист Украины Владимир Фролов и лауреат премии «Народное признание» Владимир Кондратьев (последний играет сразу две роли, в одном составе — Моисея, в другом — фараона, создавая образы антагонистов).
Пока публика видела только Моисея-Фролова, весьма убедительного, величественного, а Кондратьев-фараон предстал зловещим интриганом с хрипотцой, перед которым выплясывают наложницы, но смягчить его жестокий нрав невозможно…
«Специально для этой постановки был расширен состав оркестра — добавились по два клавишника, ударника и рок-гитариста. Оказалось, что в Одессе не так просто найти двух классных рок-гитаристов, согласившихся бы работать за те деньги, которые мы им можем предложить, — признался Вадим Перевозников. — Для постановки театр приобрёл новые музыкальные инструменты, звуковой пульт и видеопроектор».
Хореограф-постановщик Алла Рубина полагает, что главная тема этого спектакля — тема любви людей из противоборствующих групп.
Действительно, душевная красота египетской принцессы, дочери фараона (Ирина Ковальская) спорит с внешней прелестью, ведь она спасает от гибели Моисея в младенчестве и, несмотря на нерадужные для Египта пророчества, признаёт за ним и его народом право на самоопределение.
Трогательны и образы иудеек – матери Моисея Йохевед (народная артистка Украины Ольга Оганезова привычнее смотрится в ролях молодых возлюбленных героев Фролова, но тут перевоплотилась в ласковую мать поводыря человечества), его сестры Мириам (Наталья Ткачук) и жены Ципоры (Ирина Гусак). Ну, а момент, когда Моисей лихо расправляется с жестоким надсмотрщиком, стегавшим евреев плёткой во время строительных работ, позволяет публике понять, что перед нею — сверхзвезда.
Особая роль в спектакле у народного артиста Украины Олега Школьника, вернее, мы слышим только его "глас Божий", повелевающий Моисею передать фараону предписание: «Коль в Исход не уйдёт хоть один еврей — уничтожу его государство!». Но что фараону слово Божие, он поклоняется другим богам, и конфликт развивается по известной схеме.
Красивый, величественный спектакль сродни старинной мистерии, но современен по средствам воплощения и наверняка станет хитом репертуара, новым этапом творческой жизни одесской музкомедии.
Фото: Пётр Катин.