«Доннерветтер, мамо, що ж ты наробыла…». Одесская музкомедия летает в мюзикле «Ночь перед Рождеством»

21.11.2015 — Мария Гудыма

«Замерзайте, милые, чёрт вас подери!».

На сцене Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного прошли премьерные спектакли мюзикла по мотивам бессмертной гоголевской повести. Штатная ведьма ТАЙМЕРА Мария Гудыма сопереживала героям, летавшим над сценой.

Время летать, раз на сцене мюзикл Игоря Поклада «Ночь перед Рождеством»! Николай Васильевич Гоголь любил малороссийские сказки о полётах сверхъестественной нечисти, и в спектакле то и дело взмывают на тросах высоко-высоко весёлая ведьма Солоха и влюблённый в неё Чёрт, а затем и кузнец Вакула, который, как известно, использовал летательные способности Чёрта, побывал в Петербурге, башмачки императрицыны для невесты добыл, а обещанную душу так и не продал – молодец, перехитрил!..

Готовь сани летом, а рождественский репертуар – осенью, дальновидно решил главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников и предложил к постановке данное сочинение  украинского композитора эстрады, театра и кино, автора хитов «Кохана», «Зелен клен», «Чарiвна скрипка», «Ой, летiли дикi гуси». Игорь Поклад, в своё время обласканный самим Михаилом Водяным и переживший немало радостных минут на одесских подмостках, с радостью воспринял тот факт, что его музыка снова зазвучит в Одессе, в том самом театре.

Мюзикл и впрямь замечательный – с мелодичной, запоминающейся  музыкой, яркими музыкальными характеристиками героев, бери да ставь! Режиссёр-постановщик Николай Покотыло с большим вкусом «развёл» всю эту гоголевскую братию по нарядной сценической конструкции, напоминающей старинный кукольный театр-вертеп (сценография заслуженного художника Украины Станислава Зайцева). Балетмейстер-постановщик Марина Суконцева продемонстрировала тонкое чувство стиля, позволяющее поставить всё на свете, от гопака до менуэта.

Структурированный изначально мастерской рукой композитора, спектакль движется без запинок; ни один персонаж не находится на сцене лишнюю долю секунды. Зато отведённое время используется стопроцентно. От статной чернокосой гоголевской красавицы Оксана Натальи Ткачук отличается изяществом, блондинистой мастью, даже текст переиначили: «Как хороши мои русые косы!..».  Задиристая, звонкоголосая, способная капризно вскинуться, но к финалу ставшая мягкой и нежной (Вакула-то мог и не вернуться к ней!).

Мужественный и благочестивый кузнец-художник Вакула (Сергей Федоренко) – плоть от плоти своей матушки Солохи, о которой весь околоток знает, что она ведьма. Не случайно Вакуле удаётся обмануть Чёрта, посулив ему бессмертную душу, ведь тот вздыхает по Солохе, поёт ей страстный романс («Ведьма с помелом всех с ума свела-а…»). Заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова в роли Солохи – подросшая, налившаяся спелостью и научившаяся колдовству Оксана, манкая, задорная! Для такой Чёрт вертлявый (Сергей Мильков) способен луну с неба украсть, и неудивительно. Солоха же может вызвать вьюгу, насмешливо пропевая в адрес односельчан: «Замерзайте, милые, чёрт вас подери!». Вот и сынок её легко подчиняет себе нечистую силу, использует, а потом смеётся над ней, рисуя грязные карикатуры на церковной стене. Хитёр, весь в матушку! Даже где-то жалко рогатого.

Но вернёмся в хату Солохи – в дверь стучится глубоко женатый и оттого весьма осторожный Дьяк (Андрей Мирошниченко), и Чёрта приходится прятать в мешок: молодица не заморачивается и сажает фигуру в мешке за стол, авось не заметят. С порога отправленный к законной супруге Дьяк не тушуется: «Не хочу идти я к ней, твой, Солоха, борщ вкусней!».

И ему придётся прятаться в мешок, поскольку «сквозь ледяную мглу», преодолев вьюжный путь при помощи самогонки, явился самый котирующийся у Солохи жених: вдовец Чуб (заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко). Чуб строен, чубат, усат, красив, влюблён, и вьюга его не останавливает, он сразу же характеризуется удалой плясовой мелодией: «За окошком матушка-зима, у меня красивая кума!». Чуб – отец Оксаны, Солоха – матушка Вакулы, всё сладится, и не только у молодых…

Действие, происходящее в покоях императрицы Екатерины Великой, движется в ритме менуэта, сплошной бонтон и политес, народная артистка Украины Наталья Завгородняя демонстрирует стопроцентное попадание в образ, царицу играет свита, где верховодит элегантный граф Потёмкин (Александр Прокопович). 

Верхний этаж вертепной коробки – для небожительницы-царицы, для молитвы девушек на всенощной службе и покаянной молитва Вакулы. Ведьминско-чертовские страсти в основном на «нижнем этаже», как и полагалось в рождественских мистериях, но иногда одно перетекает в другое.

Композитор Игорь Поклад и автор стихов Александр Вратарёв создали лёгкое, ироничное, праздничное произведение, тут и намёк на любвеобильность матушки Екатерины, и ропот казаков на приёме у императрицы: «Трясця твоїй мамi, що ти наробила, доннерветтер, мамо, що ж ти наробила». Мы-то знаем, «що наробыла» – в итоге земельными угодьями наделила, не поскупилась. Но уже поднимают бучу в социальных сетях слабые умы – императрица им не по нраву, как и то, что казаки ей кланяются (Гоголю виднее было, кто кому кланялся), а ещё у режиссёра диплом ГИТИСа… Плюнуть да растереть и перекреститься. А потом сходить на яркий, словно ярмарочный леденец, спектакль, потолкаться в фойе, покупая сувениры, сладости, сфотографироваться в образах героев спектакля и понадеяться, что все-все молитвы будут услышаны, сгинет разгульная чертовщина, и настанет благословенное утро.