Как важно быть немножко ведьмой!

19.11.2015 — Леонид Кучеренко

Субъективные заметки о спектакле и не только

Говорят, что все хорошее в этой жизни придумано в Одессе, или одесситами или, в крайнем случае, их родственниками. Причем раньше, чем где бы то ни было. В этом году даже Рождество одесситы празднуют раньше, чем во всем мире. Разумеется, не все одесситы, а лишь те, кому удалось попасть на спектакль «Ночь перед Рождеством» в Театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного. Мне посчастливилось, чего я и всем прочим желаю. А теперь о Празднике.

Он ощущается уже при входе в театр. Весь персонал наряжен в украинские вышиванки. За исключением рабочих сцены, одетых в костюмы чертей. В фойе праздничная ярмарка, фотосессия, уже настраивающие на радость и хорошее настроение. И начинается это фольклорное (не «шароварное»!) Действо украинской музыкой, танцами, колядками. Не буду пересказывать сюжет – он знаком всем, остановлюсь на некоторых моментах и наиболее интересных ролях и исполнителях. Прекрасная музыка Игоря Поклада, замечательная хореография, костюмы! Слабых мест и неудач практически нет. Разве что несколько бледноват Вакула (Александр Олтянов), но это вполне компенсируется его прекрасным, просто оперным голосом. Да и сложно ярко сыграть положительного героя, отрицательные всегда интересней и живее. Хотя отрицательных героев в спектакле практически нет, даже Черт  выглядит очень симпатично. Но о Черте я скажу подробней ниже.

Двумя яркими полюсами постановки стало Оксана (Алеся Перекальчук) и Солоха (Аурика Ахметова). Между ними происходит явное женское соперничество за сердца и симпатии мужской половины населения. Казалось бы, исход предопределен – молодая красавица, живущая активной «светской» жизнью, душа всех компаний и, как сейчас модно говорить, «тусовок» и женщина вдвое старше, «со следами былой красоты». Ан, нет! Именно у Солохи нет отбоя от ухажеров, которых она держит на почти «пионерском» расстоянии и еле успевает рассовывать их по мешкам, а за ее молодой соперницей ухаживает только зациклившийся на своей страсти кузнец и художник красавец Вакула. В чем причина? Трудно сказать, секрет женской привлекательности или непривлекательности – загадка. Даже счастливый муж и любовник тысячи женщин премудрый Соломон недоумевал «Четырех вещей я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице». А может, дело в том, что «солохи», в отличие от «оксан», не заставляют мужчин совершать бессмысленные и беспощадные подвиги? Зачем искусственно создавать трудности, чтобы потом их кто-то мужественно преодолевал? Да и такие «ведьмы» мужчинам нравятся явно больше, особенно в разумных дозах!

Очевидно, данная Оксана просто захотела проверить ошалевшего от любви кузнеца, дав ему заведомо невыполнимое задание – привезти из столицы черевики, которые носит царица. Но юноше оно удается, правда с помощью «смотрящего» от Преисподней, он даже попадает в делегацию запорожских казаков в Санкт-Петербург. Она мне напомнила еще недавние подписания газовых соглашений, правда, более решительных и смелых. Видно не тез казаков в Белокаменную посылали. Но я опять отвлекся от спектакля. Все заканчивается как в сказке – Оксана раскаивается в своем кокетстве, Вакула просит руку и сердце красавицы, и все это происходит на фоне прекрасной украинской музыки и танцев. Запомнился прекрасный дуэт колоритных ухажеров Солохи – казака Чуба (Андрей Зай) и Дьяка (Сергей Богаченко).

Настоящим перлом, если не сказать «бриллиантом» стала роль Черта, блистательно исполненная Русланом Рудным. С момента появления из-под помоста он остается в центре действия. Роль небольшая и по тексту и по времени игры, но хочется вспомнить штамп «не бывает маленьких ролей, есть маленькие артисты». Руслан ртутным шариком носится по сцене, успевая побывать везде. Он даже немного летает в небесах, и везде он на месте и к месту. Его даже не хочется назвать «отрицательным персонажем». Это немножко смешной, немножко, как говорили когда-то в Одессе, «шкодный», но совсем не «преступный элемент». А в финале спектакля он признается в любви Солохе, и это признание настолько лирично, драматично и даже трагично, что начинаешь верить, что не только красавцам, но и чертям доступна любовь и нежность, преданность и доброта. Не знаю как у других зрителей, но у меня после окончания арии и возвращения Черта под сцену был комок в горле, настолько это было блистательно исполнено.

Праздник удался на славу, простите еще за один штамп. Я не видел ни одного хмурого, злого или озабоченного лица. Значит, актеры, режиссер, хормейстер, балетмейстер и прочие работники театра поработали не зря. Так что спешите на этот спектакль, а то зима окончится и он станет не актуальным. В конце концов – сколько той зимы?