«К чувствам горячим — деньги в придачу...»

26.03.2017 — Александр Галяс, Мария Гудыма

Новый спектакль Театра музкомедии "Ханум" имеет все шансы быть признанным лучшей постановкой театрального сезона 2016-2017 гг. В нем все слаженно и отлажены до последнего движения бровей, и при этом выглядит совершенно современно, хотя действие происходит в тифлисском квартале Авлабар в 1882 году, когда драматург Авксентий Цагарели написал свой неувядающий водевиль.

В оригинале это сочинение называлось "Ханум", но затем два советских автора Борис Рацер и Владимир Константинов создали свой вариант пьесы с музыкой Гия Канчели, назвав его "Ханума", что легче рифмуется ("Как базара без хурмы, свадьбы нет без Ханумы!") Лауреат премии "Золотая маска" Дмитрий Белов (в нашем театре идут поставленные им мюзиклы "Обыкновенное чудо" и "В джазе только девушки") постарался сблизить оба текста - получилось оригинально, сочно, ярко и динамично. Эталонный спектакль Георгия Товстоногова "Ханума", поставленный в ленинградском БДТ в 1973-м, не стал для Д. Белова предметом рефлексии, спора, подросткового бунта (уже имеем в украинском театре "Турандот", поставленную в манере "анти-Вахтангов"). Никто ничего не отрицает, просто талантливый человек вдохновенно творит, а другие талантливые авторы спектакля с огромным удовольствием творят вместе с ним.

Не спорит постановщик и со спектаклем "Проделки Ханумы" Матвея Ошеровского, который сорок лет назад шел на одесской сцене. В той постановке было много своих находок, актеры играли с удовольствием и озорством, и это их состояние неизменно передавалось зрителям, которые покидали театр в радостно-возбужденном настроении. Да и как могло быть иначе, коль на сцене озорничали Л. Сатосова (Ханума), М. Демина (ее соперница Кабато), М. Водяной (стареющий Князь), Е. Гловацкая (бабушка Ануш), Б. Боровский (Акоп), да и все участники этого великолепного представления! Центром этого многокрасочного действа была Л. Сатосова. И не только потому, что так положено по сюжету; актриса буквально жила в этом образе, подарив своей героине собственный темперамент, юмор и природный ум.

Д. Белов, успевший поработать с М. Ошеровским, знает, естественно, и о той постановке, но ему есть что сказать вне зависимости от предшественников.

Осовремененная "Ханум" помещает героев и зрителей в театральную реальность, не привязанную к эпохе, это симпатичное ретро, где можно петь джаз, читать рэп, носить слипоны и носки с подвязками! А сама Ханум Буртукьянц в исполнении Ольги Оганезовой и впрямь женщина деловая, и вершит браки, облачаясь в рабочий комбинезон (было дело, она влезла в дымоход, жениха с брачного ложа сняла и на своей невесте женила!). В дымоход она уже не полезет, но в мужскую баню, завернувшись в простыню, проникнет - плевать ей на условности!

Вот и промотавшийся шестидесятилетний князь Вано Пантиашвили (хотя Сергея Лукашенко мы привыкли видеть в ролях молодых героев, но здесь он вполне убедителен) начинает понимать: жениться надо на той невесте, на какую укажет скорая на расправу сваха. Хотела другая сваха, Кабато Картуканянц (Алеся Перекальчук), свою невесту князю предложить, но Ханум ее побила прямо на базаре, еще и шляпу сорвала в качестве трофея (художнице по костюмам Анастасии Шенталинской удались кичливые головные уборы, словно напяленные на высокие прически, пестрые одежды и огромные бусы - это принцип "надену все лучшее сразу", присущий и одесситам, склонным тусоваться на Привозе или Староконке, а место действия, тбилисский район Авлабар, очень напоминает эти места). И как ни хочется князю при помощи женитьбы поправить свои дела, он тоже способен распустить слюни при виде шестнадцатилетнего ангела, у которого губки напоминают кизил, щечки - персик, и даже есть талия (в роли купеческой дочери Сонэ - ровесница героини Лиза Дюльгер). Чтобы отвадить старого селадона от юной прелестницы, влюбленной в его же племянника, коварная Ханум переодевается в невесту, нарочито хромает, уродует себя гримом и даже вставляет вампирские клыки! Вот смотрины и не удаются. А чтобы женить князя Вано на достойной его старушенции Гулико Махнадзе, Ханум научит Сонэ пококетничать с ним, назвавшись нужным именем. Невесты, женихи, купюры, суммы приданого, овечки, колечки, ковры и скакуны - торг идет не на шутку. Проблема в том, что успешный торгаш, купец Микич (Денис Фалюта) очень хочет обзавестись княжеским гербом, вот для чего нужен дряхлый зять...

Хозяин жизни Микич разъезжает по сцене со своими кунаками на убитом "запорожце"; колымагу специально купили для спектакля на СТО, где из нее вынули все внутренности. Выплясывает на капоте, а соскользнет - не беда, не прерывая пения, снова вспорхнет на исходную точку! И он же в роли собственной матушки Ануш, строго приглядывающей за внучкой Сонэ, пойдет учить туры вальса, лишь бы молодой учитель к талии внученьки не прикоснулся. Микич в конце концов получит княжеский герб, но не столь дорогой ценой, не за счет счастья дочери.

Постепенно образуется несколько пар влюбленных - интриганка Кабато сговорится с княжеским слугой Тимоте (Руслан Рудный); Сонэ повенчается с юным Коте (Александр Кабаков), и даже сама Ханум падет в объятия Акопа, знойного армянина, приказчика и дяди молодой героини. Акоп (Сергей Мильков) поможет вершительнице судеб во всех ее проделках. Ханум перестала жить "делами", она стала помогать влюбленным, ее отпустили расчеты, вот и обрела свое женское счастье! Акопу тоже полегчало, он забывает про свою язву и холостяцкую браваду, и вот уже поет на ушко Ханум, что "когда в клетке двое - это уже не клетка, а гнездо"... Пора из "деловой женщины" эволюционировать в женщину счастливую, семейную. Акула брачного рынка на глазах изумленной публики превращается в белую и пушистую голубку!

Правда, трудно поверить, что, выйдя замуж, Ханум оставит свое ремесло, хотя таковы неумолимые кавказские законы. Впрочем, без дела она, конечно же, не останется и замужней дамой найдет себе занятие - хотя бы консультировать молодых преемниц...

Исполнительнице этой роли в другом составе Ирине Ковальской приходится сложнее. В ней нет жесткой напористости своей старшей коллеги, Ирина - актриса более мягких, лирических тонов, и с Кабато (И. Гусак) они соперничают, пожалуй что, на равных. Но тем более интересно наблюдать поединок двух свах, каждой из которой, в конечном счете, достается свой "приз": Ханум - Акоп (В. Кондратьев), Кабато - Тимоте (тот же Р. Рудный).

Впрочем, без "приза" в этой истории не остается никто.

Ростовщик Микич (Д. Фалюта и В. Платов), дочь которого Сонэ (Е. Дюльгер и О. Кононцева) Ханум выдала за племянника князя Коте (А. Кабаков и А. Прокопович), обзаведется вожделенным княжеским гербом. А сам князь Вано (А. Мирошниченко также гротесково играет старого "живчика"), получив хотя и древнюю, зато очень богатую невесту, сможет поправить свои финансовые дела, раздать многочисленные долги и с чистой совестью вместе с бесконечно преданной ему сестрой (прекрасная работа Т. Тищенко) осуществить давнюю мечту - полететь в Париж. Тем более, на дирижабле, который сооружает Микич...

Но лучший "приз", безусловно, достался Коте; настолько очаровательна в роли Сонэ Лиза Дюльгер. Шестнадцатилетняя школьница - далеко не новичок на сцене, но Сонэ - первая ее "взрослая роль". Однако юная актриса превосходно чувствует себя среди более старших и опытных коллег, демонстрируя удивительное сочетание непосредственности и точного следования рисунку роли, прописанному постановщиком. Ее героиня, хотя и "следует в фарватере" замыслов Ханум, явно "девушка с характером". И даже закрадывается мысль, что, окажись она каким-то образом на месте Кабато, Ханум пришлось бы намного сложнее в достижении своей цели.

Старые театралы помнят, как в спектакле М. Ошеровского в этой роли очаровывала зал молодая Вика Фролова, ныне народная артистка... Преемственность поколений - тоже одна из традиций театра...

Вообще говоря, в этой истории нужно увидеть всех артистов, тем более, что отрицательных героев здесь просто нет, действующие лица выглядят безумно обаятельными, хотя и не лишенными слабостей людьми. Над спектаклем работали также дирижер-постановщик Владимир Дикий, заставившая всех без исключения участников действа неистово плясать балетмейстер Марина Суконцева, сценограф Станислав Зайцев, хормейстер Ю. Топузов. А художник по свету Майя Шавдатуашвили совершила, опять-таки, необыкновенное чудо, сделав зримой проходящую красной нитью в товстоноговском спектакле строку Григола Орбелиани: "Только я глаза закрою - предо мною ты встаешь, только я глаза открою - над ресницами плывешь...". На прозрачном, позволяющем видеть декорации, тюлевом занавесе, словно над ресницами, плыла удивительной красоты проекция, в которой типажи старого Тифлиса проявляли себя уже без малейшего намёка на осовременивание - все это и о нас тоже, мало изменившихся за каких-то сотню - полтораста лет.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО: 
Ханум  Ольга Оганезова; 
Сонэ — Лиза Дюльгер.