Жизнь без любви или любовь без жизни? Субъективные заметки о спектакле и не только

11.02.2016 — Леонид Кучеренко

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский.

Представьте себе, что перед вами стоит дилемма: бессмертие без любви или большая любовь, которая рано или поздно закончится смертью? Это штука посильнее, чем «Кошелек или жизнь!» А ведь любовь – это не только счастье, но и возможные и часто сопутствующие ей сомнения, страдания, ревность, мучения? А альтернатива – спокойное тихое вечное существование без особых проблем? Так и в пьесе-сказке Евгения Шварца Волшебник заколдовал Медведя и превратил его в человека с условием возвращения в облик Медведя, если юношу поцелует принцесса. И когда он все-таки встречает настоящую Принцессу, он долго не решается сделать самый важный в жизни шаг.

Одесский театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного дает свою версию этой старой, но вечно молодой сказки. Ее до того трижды экранизировали и неоднократно ставили в различных театрах страны. Режиссеру Дмитрию Белову удалось создать масштабное многофигурное радостное Действо-шоу с прекрасной музыкой Геннадия Гладкова и стихами Юлия Кима. Буквально все актеры играют не просто прекрасно, а убедительно. Веришь добрым положительным Волшебнику (Тимофей Криницкий), Трактирщику Эмилю (Владимир Кондратьев) и его ослепительной Жене (Ольга Оганезова), взбалмошному сумасброду Королю (Сергей Мильков), смешному в своей запуганности Премьер-министру (Станислав Ковалевский). Последний до боли напоминает своим поведением коллегу из одной, к сожалению, слишком известной нам вроде как бы почти «европейской» страны, особенно когда он грозит пустить себе «кулю», ой, извините, пулю в лоб! И даже исполнительницы вроде бы чисто «функциональных» ролей придворных дам (Ирина Гусак и Виктория Подольная) вызывают восхищение не только своей просто ослепительной красотой, но и прекрасными вокальными и хореографическими данными. Замечательно поставлены все танцевальные и вокальные номера, причем, иногда трудно определить, кто из актеров танцовщик, а кто поет в хоре.

Поначалу кажутся несколько «заторможенными» юные Принцесса (Ольга Кононцева) и Медведь (Виталий Платов). Их дуэт кажется инфантильным общением типичных инженю и «ботаника» в роговых очках. Но постепенно «пружина» действия разжимается и «выстреливает» пресловутым чеховским ружьем. Энергия молодости и влюбленности помогают им преодолеть свою робость и некоторую наивность. И вот тут я хочу отметить главное достижение постановки, превращающее спектакль  в настоящее произведение искусства.

В отличие от экранизаций главным героем и жемчужиной зрелища становится вроде как бы и не очень главный персонаж Министр-администратор (Руслан Рудный). Пусть простят меня поклонники блистательного Андрея Миронова, но его одесский коллега находит свою версию образа и явно превосходит классика театра и кино! Миронов все-таки слишком мягок и интеллигентен для этой роли. В исполнении Руслана перед нами предстает коварный и расчетливый будущий царедворец, интриган высокой пробы, корыстный и подлый, жесткий и жестокий. Казалось бы, ничто и никто не может его остановить на пути к вершинам власти! И он почти достигает своей сияющей мечты! Но даже такой карьерист бессилен перед самым великим и светлым чувством – любовью. Принцесса и Медведь открываются друг другу и побеждают противника. Медведь целует Принцессу и остается человеком, смертным, но счастливым. Руслан Рудный в финале блистательно доказывает, что настоящий Артист может и должен играть не только словом, мимикой и жестом, но и молчанием. Он переходит в своеобразное состояние «грогги» боксера после нокаута и только молча рассеянным взглядом смотрит то в зал, то на сцену, никак не понимая, что же собственно произошло, почему так резко и необъяснимо разбилась на мелкие осколки его так тщательно подготовленная и рассчитанная до малейших нюансов «хрустальная» мечта?

А все-таки, что выберете вы, господин зритель? Поневоле вспоминается сказка Пугачева из «Капитанской дочки», рассказчик которой решает, что лучше – тридцать лет питаться живой кровью или триста лет падалью. А ведь не каждый способен пожертвовать вечной жизнью, вернее «вечным покоем». В жизни такой выбор практически не дается никому, каждый сам выбирает себе дорогу, как писал поэт. Но бывает и так, что за нас решает кто-то другой. А надо ли в таких случаях быть пассивным «пассажиром»? Может, стоит взять в руки весла и руль – пусть ветер судьбы подует в ваши паруса! И пусть он станет ветром удачи, ведь удача подчиняется сильным и решительным!