Ирина Ковальская — заслуженная артистка Украины!

22.08.2016

Дорогие друзья!

Рады сообщить, что сегодня, 22 августа, указом Президента Украины присвоено звание «"ЗАСЛУЖЕНИЙ АРТИСТ УКРАЇНИ" Ковальській Ірині Володимирівні — солістці-вокалістці Одеського академічного театру музичної комедії імені М. Водяного».

Мы от всей души поздравляем Ирину и желаем творческих побед, неиссякаемого вдохновения и любви зрителей!

Ирина Ковальская: музкомедия с детства стала моим вторым домом 

Автор: Мария Гудыма, портал «Таймер»

Заслуженная артистка Украины, ведущая солистка Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного, преподаватель кафедры сольного пения Одесской государственной музыкальной академии имени Антонины Неждановой Ирина Ковальская могла бы получить своё звание гораздо раньше. Радовать окружающих своим искусством, утончённой красотой и щедростью эмоций она начала с детсадовского возраста и прекращать не намерена.

Итак, Ирина Ковальская рассказывает…

… о творческой колыбели, золотом слоне и корифеях жанра

Моя любовь к музыке началась в детском садике. У нас была замечательная, чуткая музыкальный руководитель, которая посоветовала родителям отвести меня в студию Татьяны Азарьевны Сафир. В этой творческой колыбели подрастали и ведущий солист нашего театра Сергей Лукашенко, звезда российской сцены Нонна Гришаева, директор ТЮЗа Евгений Бубер… так с шести лет началась моя театральная карьера. Вскоре студия была преобразована в детский театр, удостоена премии Багрицкого, с этим детским театром мы выступали на многих площадках: во Дворце культуры имени Леси Украинки, Дворце культуры железнодорожников, на сцене ТЮЗа, русской драмы, украинского театра и, конечно, музкомедии. Даже на оперной сцене мне посчастливилось сыграть Мери Поппинс в спектакле «Мери Поппинс, до свидания!».

В спектакле «Питер Пэн», который шёл на сцене музкомедии, я исполняла несколько ролей, в том числе роль потерявшегося мальчика, Нонна Гришаева играла Венди, а Женя Бубер — Питера Пэна. Взрослые артисты играли вместе с нами — Николай Завгородний был замечательным Капитаном Крюком! Также с участием взрослых артистов выпустили спектакль «Звуки музыки». Но это ещё не всё. Нас задействовали в спектакле «Слон» в постановке Юлия Гриншпуна, мы ездили с театром на гастроли, это было необыкновенно интересно. Мы, дети, исполняли роли юных пионеров, по сути, это была поющая массовка: «Пусть переплавит Родина слона на сталь и хлеб» — там же по сюжету нашли золотого слона и всем колхозом решали его судьбу… На гастролях в Кишинёве мы утром играли в детском спектакле, по вечерам смотрели «взрослые» постановки. Поездки на гастроли были настоящим праздником, играть рядом с такими блестящими артистами, как Жадушкина, Сатосова, Крупник, Алоин, Барда-Скляренко — это бесценно. Десятилетним ребёнком я смотрела «Граф Люксембург» с Жадушкиной и Ковалевским, а потом я сама со Станиславом Антоновичем вышла на сцену в той же роли Анжель Дидье. Как я волновалась тогда, как боялась строго дирижёра Аркадия Певцова! Пожалуй, это был самый ответственный для меня момент пребывания на сцене. Радовалась почти так же, когда за роль Моны в «Безымянной звезде» стала лауреатом премии имени Лии Буговой.

… о знаменитом театральном классе

А затем я поступила в знаменитый театральный класс 37-й школы, к Ольге Сергеевне Кашневой, с которой мы дружим и общаемся по сей день. В театральном классе опять-таки училась Нонна Гришаева, а ещё — нынешние звёзды театра и кино Татьяна Лютаева, Ирина Апексимова. Ольга Сергеевна — потрясающий педагог, красивая женщина, она заражала нас своей любовью к театру, поэзии. Я видела, как мальчишки-хулиганы, попавшие в класс случайно (видимо, надо было срочно школу поменять), преображались. Она умела мягко, интеллигентно и незаметно делать из них воспитанных людей, и вот они уже открывали двери перед девочками, подавали руку на выходе из трамвая…

Мы проходили практику именно в театре музкомедии, побывали в швейном цеху и радовались, когда видели в спектакле актёра, для которого мы брюки шили. В бутафорском цеху помогали делать разные нужные для спектаклей предметы, и это было очень важно — увидеть театр не только из зала, но и за кулисами, побывать в цехах, приложить руку к театральному чуду.

Как-то само собой подразумевалось, что я должна учиться вокалу профессионально. Начала с музыкального училища, затем была консерватория и счастливая встреча с народной артисткой Еленой Стаховской, моей музыкальной мамой, чьи советы для меня до сих пор ценны, мы дружим семьями до сих пор. Прекрасный педагог, солистка филармонии, отличный профессионал, исполняет камерный репертуар так, что мурашки по спине! Она дала мне и вокальную, и актёрскую базу, давала много ценных советов даже просто в жизни, в отличие от обожающих меня родителей, всегда прямо могла всё высказать, и это помогало в ряде ситуаций. Когда я стала работать в музкомедии, Елена Владимировна ходила на каждый мой спектакль, в театре даже думали одно время, что она — моя мама, мы даже внешне чем-то похожи.

  

… о секрете молодости и красоты

Почему музкомедия? Когда во время обучения в консерватории я занималась в оперной студии, дирижёр Давид Сипитинер советовал Елене Владимировне: «Давай её в оперу, голос звонкий, перебивает оркестр!». Но в музкомедии возможностей для артиста больше — тут и танец, и пение, и актёрское мастерство. И даже порукодельничать можно, я ведь люблю свои костюмы сценические как-то дорабатывать. Например, я умею плести макраме и для рок-оперы «Моисей» с разрешения художника сделала интересные пояса, повязки на голову… А ещё в нашем театре масса разнообразных жанров от классической оперетты до мюзикла-детектива, той же рок-оперы. Чем ещё хорош наш жанр — он требует постоянно держать себя в хорошей форме, как вокальной, так и физической. Бывает, что перед премьерой приходится танцевать по пять часов кряду! Вот как сейчас, когда с нами занимается замечательный балетмейстер Алла Давыдовна Рубина. Конечно, начинают сперва ныть мышцы, о существовании которых ты даже не догадывался. Но зато нет необходимости ходить в фитнес-зал, озадачиваться похудением, перед премьерой естественным образом худеет вся труппа. Мы же репетируем поддержки и с балетными артистами, и с певцами, в оперетте исполнитель всегда должен быть подтянутым, порхать по сцене.

… о театральной семье

В театре всегда кто-то кому-то не нравится, но об этом, во-первых, никогда не узнают зрители, личные отношения никогда не выносятся на сцену. Во-вторых, это и не столь важно, ведь мы чувствуем себя одной семьёй, где могут быть и разногласия, и споры. У нас дружный коллектив, добрые отношения. Директор театра Елена Григорьевна Редько по-матерински относится к артистам, всегда создаёт все возможности для профессионального роста, поездки на конкурсы поможет осуществить, болеет за нас искренне.

Можем, конечно, по-доброму пошутить даже во время спектакля, попытаться «расколоть». Когда мне дали звание заслуженной, Владимир Давыдович Фролов, который играет Тевье в спектакле «Скрипач на крыше», так представлял меня, его старшую дочь Цейтл, Перчику: «Это моя дочь (сквозь зубы: заслуженная артистка)… Цейтл!». А в сцене свадьбы он обращался ко мне: «Поздравляю (сквозь зубы: со званием)». Не рассмеяться было невозможно, но ведь смеющийся артист на сцене — это так здорово!

А на израильских гастролях этой весной, когда мы возили рок-оперу «Моисей», мы, артисты, ещё и познакомились по-настоящему с оркестром! За неимением оркестровой ямы музыкантов посадили в кулису, и они во время работы с удовольствием наконец-то увидели спектакль (в отличие от меня, я же постоянно на сцене в той или иной роли, у меня их там три — Йохевед, принцессы Египетской и Ципоры!). Было о чём поговорить после представлений. Кстати, артисты и развлечения предпочитают актёрские, повышающие профессионализм, например, игру в «крокодила». А с каким азартом мы все поём в караоке!

Принимали нас в Израиле очень хорошо, признавались, что даже не ожидали такого качества постановки. На гастроли обычно везут мобильный вариант — минимум артистов и декораций, а нас приехало 65 человек, и на сцене много людей, и музыка живая, каждому спектаклю аплодировали стоя.

… о планах в новом сезоне

Нынешний сезон для нашего театра — юбилейный, 70-й, и одновременно будем отмечать просто невероятную дату — 70-ю годовщину творческой деятельности народной артистки Украины Евгении Дембской! Весной выпустим знаковый спектакль «Белая акация», где я буду играть Тосю Чумакову, а затем режиссёр Владимир Подгородинский выпустить обновлённый «Бал в Савойе», где у меня роль американки Дейзи (когда-то в старой постановке я бегала по сцене в хоре). Это будет совершенно неожиданный сюжет, с практически новой интригой и постоянными недоразумениями. Зимой театр планирует поставить «Хануму», и пока неизвестно, какую роль кому предложат, мы заинтригованы… Также выйдет обновлённый «Цыганский барон» — хотелось бы спеть Саффи, но последнее слово за режиссёром. Планы, надежды, интерес к жизни и работе —так начинается для меня этот сезон уже в качестве заслуженной артистки…

И нет, кажется, большего счастья!.. 

Автор: Мария Котова, газета «СЛОВО» 

От спектакля к спектаклю, от репетиции к репетиции… И практически каждый день — встреча со зрителем, который, по сути, и является главным «оценщиком» созданного тобой образа. Такая вот у Ирины Ковальской жизнь и профессия. Пока размышляю, насколько же это трудно, сама Ирина называет все это… нет, не сложной работой, не огромным трудом, а счастьем. Надо же! Между тем, актриса совершенно искренна, ведь сцена стала сутью ее биографии с детства, фактически, с детского сада, где музыкальный руководитель отметила в девочке и особые музыкальные данные, и артистичность.

На сцене — с детства

Радостная весть: истинная любимица публики, солистка-вокалистка Одесского академического театра музыкальной комедии имени М.Водяного, лауреат премии Гран-при Международного конкурса артистов оперетты Ирина Ковальская удостоена звания «Заслуженная артистка Украины». Радость усиливает и тот факт, что произошло это, когда наша любимая Одесская оперетта вступила в свой юбилейный 70-й сезон. А этот театр для Ирины, что называется, дом родной. О любимой Музкомедии Ирина отзывается с особой теплотой, искренним восторгом — так, что, кажется, нет для нее большего счастья, чем служить именно здесь, в нашей Одесской оперетте.

Ах, какие роли! Ирина Ковальская знакома нам по спектаклям «Летучая мышь» (Розалинда), «Хелло, Долли!» (Ирэн), «Целуй меня, Кэт!» (Лили Ванесси, Катарина), «Веселая вдова» (Валентина), «Обыкновенное чудо» (Жена Волшебника), «Сильва» (Сильва), “В джазе только девушки» (Мэрилин), «Моисей» (Йохевед, Принцесса) и многим-многим другим.

Учитывая все это, ожидала, честно говоря, «сложного общения», но в том-то и чудо, что Ирина — человек удивительно легкий в самом прекрасном понимании. Она даже передвигается так, словно летает. Сразу возникает ощущение, что у нее и в жизни все очень и очень легко. Это именно о таких людях принято говорить «человек с позитивной энергетикой». Откуда такой дар? Оттуда же, откуда и талант, помноженный на удивительную трудоспособность — от Бога.

«Я с детства на сцене», — констатирует, улыбаясь, Ирина. Говорит так, словно давно осознала: иначе и быть не могло.

А иначе, собственно, и не было: все началось с того самого детского садика, где «обнаружились» способности, потом была театрально-хоровая студия, театральный класс 37-й школы, музыкальное училище, Одесская консерватория.

«Однажды, на спектакле «Граф Люксембург» я поняла, что у меня появилась мечта: стать артисткой театра музыкальной комедии. Я так живо ощутила это свое желание, что тогда показалось, что иначе и быть не может. Обучаясь в консерватории, на четвертом курсе, прошла прослушивание в нашем Одесском академическом театре музыкальной комедии имени М. Водяного. Причем, мне сказали подготовить партию, которая показалась не совсем «моей». Прошла прослушивание, и с тех пор, с 2000-го года, наша одесская Оперетта — моя судьба, моя работа. По большому счету — моя любовь», — рассказывает Ирина.

Нет, дело не в «красивой картинке»

И так снова хочется подчеркнуть ту удивительную легкость, с которой Ирина все это рассказывает — так, словно и в самом деле отправилась она однажды в творческий полет, и «купается» с тех пор в каждой своей роли. И мой следующий вопрос, какая же из ролей для Ирины самая-самая, сразу же вызывает у Ирины если не некоторый протест, то, как минимум, удивление.

«Это ведь так трудно выделить, «вычленить», «выхватить». Каждая роль — особый этап, работа, «зажигание», а потом — выплеск на сцене. Причем, что едва ли не самое главное, — это ведь еще и процесс взаимопроникновения, когда ты живешь образом, а образ начинает оживать в тебе. Так же, как и выход на сцену, когда ощущаешь энергетику зала, а твоя собственная энергетика передается зрителю».

В который раз хочется мне воскликнуть, выслушав вот именно такой ответ Ирины Ковальской: «Вот вам и легкий жанр!», каким порой привычно «величают» музыкальную комедию. Вот тут-то и наступает, кажется, самое время спросить у Ирины Ковальской, а что же для нее, человека талантливого, жены, мамы двоих детей, представляет сегодня само понятие «театр»? Причем, именно с учетом времени сегодняшнего — сложного, суетного, перенасыщенного информацией?

Ирина, между тем, совершенно уверена, что какие бы времена ни царили, миссия театра неизменна, ибо ценность его вечна.

«Для меня театр — это то самое «живое общение», о нехватке которого мы в последнее время так любим рассуждать. Люди, порой сами не отдавая себе в том отчет, приходят сюда за тем глубоким эмоциональным обменом, дефицит которого просто опасен. Мне самой известны случаи, когда люди, которые подолгу, а то и вовсе не ходили в театр, попадая в него однажды, потом приходят туда постоянно. Дело же не в «красивой картинке», как вы понимаете, а в том удивительном «заряде», который они здесь получают. Тем более — в нашем театре, который и в самом деле «заряжает» человека позитивной энергетикой, когда каждый спектакль — это нечто совершенно новое, даже, я бы сказала, неизведанное. В этом — тот самый «кайф», «цимес», тот вечный волшебный секрет, каким обладает театр. Проще говоря, каждодневное «обыкновенное чудо», достигаемое только в комплексе, ведь каждый спектакль — это плод, взращенный огромным коллективом людей, сплетенных одним общим, очень живым, кстати, делом», — говорит Ирина Ковальская.

Слушаю Ирину — и сразу понимаю, насколько не совсем уместным был мой вопрос о «любимой» и «нелюбимой» роли.

«Воздействие на меня, человека очень мягкого, той или иной моей роли бывает порой настолько поразительным, что я сама порой удивляюсь, как я становлюсь уже «не я». Смотрю себя порой со стороны — поражаюсь. Бывают моменты, когда, еще не успев «выйти» из образа, к примеру, той же Ванесси (она же — Катарина), я вдруг разговариваю, как она, передвигаюсь, как моя героиня, даже «взвиваюсь», как она, причем, уже не на сцене, а вне ее. Это так удивительно, хотя, кажется, пора бы уже и привыкнуть к этому», — рассказывает Ирина.

Спасибо вам, Учителя!

Ирина показывает мне фото, сделанное сразу после церемонии вручения ей звания «Заслуженная артистка Украины». На нем — она вместе со своим педагогом народной артисткой Украины, профессором Еленой Стаховской.

Ирина Ковальская признается: признание заслуг, получение звания — конечно же, очень и очень приятно.

«Но для меня ничего не изменилось — в неком глубинном смысле. Есть дело, которому я себя посвятила, есть большая работа, новые открытия, новые роли. Вероятно, это — главное, то, ради чего я и пришла в театр. Вот когда работаешь над ролью, жизнь и в самом деле меняется, причем порой так, что сама удивляюсь», — вот так и просто, и в то же время глубоко отзывается Ирина о получении звания.

А что же зритель, спросите вы. А зритель, между прочим, ликует, и на страничке Музкомедии в Фейсбуке почитатели таланта Ирины Ковальской продолжают и продолжают поздравлять свою любимицу с присвоением ей звания «Заслуженная артистка Украины», и признаются в своей искренней любви к ней, ее удивительному голосу, и все спрашивают и спрашивают, а над какой ролью сейчас работает наша Ирина Ковальская? Чем порадует она нас в очередной раз? И чем в очередной раз приятно удивит?

«Я сейчас работаю над ролью Дэйзи Дарлингтон в спектакле «Бал в Савойе», в честь 70-летнего юбилея нашего театра возрождается спектакль-символ «Белая акация», где я исполню роль Тони Чумаковой», — делится творческими планами Ирина Ковальская.

Мне показалось, что наша беседа с Ириной уже оканчивается, как вдруг она обращается ко мне с просьбой: «Очень вас прошу передать мою глубочайшую благодарность тем, кто стал моим учителем — в самом высоком для меня понимании. Этих людей, к счастью, много, мне очень повезло с учителями. Хочу поблагодарить многих, очень многих — моего классного руководителя театрального класса средней школы № 37 Ольгу Кашневу, народную артистку Украины, профессора Елену Стаховскую и директора нашего театра заслуженного работника культуры Украины Елену Редько».

О чем сожалеет Ирина? О том, что не может назвать всех тех, кого искренне считает своим Учителем — именно так, с большой буквы. Список их в душе Ирины велик, и сохранила она их имена в своем сердце, кажется навсегда. А когда называла эти три дорогие ее сердцу фамилии, то, как мне показалось, даже голос у артистки дрогнул…

Так же чуть дрогнул удивительный голос Ирины Ковальской, когда она рассказывала, как народная артистка Украины Евгения Дембская (напомним, ее 95-летний юбилей Одесса отмечала в прошлом году) передавала ей роль Сильвы.

«То есть как это — передавала»?

«Такая вот церемония состоялась. В начале века мы отмечали юбилей Евгении Михайловны. И вот на этом юбилее она, на сцене, торжественно передала мне эту роль. И вот сейчас я играю Сильву, а теперь репетирую и роль Тони Чумаковой в «Белой акации», которую в свое время исполняла Идалия Иванова».

И еще. Ирина Ковальская, что называется, влюблена не только в свой театр. Ее любовь к родной Одессе так же глубока и искренна, как и к делу, которому она себя посвятила. И слушая ее признание в любви к родному городу, вопрос о том, откуда же Ирина черпает вдохновение, как напитывается той необходимой энергетикой, которую передает зрителю, отпал сам собой.

…И снова наступит вечер, и зритель заполнит зал, и поднимется занавес, и начнется чудо театрального действа, и на сцену вновь выйдет удивительная Ирина Ковальская. И зазвучит ее прекрасный голос, который, кажется, понесется в самое сердце — так, что наполнишься им, незаметно становясь соучастником происходящего на сцене.

И нет, кажется, большего счастья!..

Фото Бориса Бухмана и из личного архива актрисы.


25.12.2023

З Різдвом!

09.11.2022

Готуймося!

02.09.2021

День міста

25.08.2021

Два ювілеї

10.08.2021

Хто кого?

24.03.2021

Нам — 74!

05.03.2021

Гімн Одесі

07.01.2021

З Різдвом!

19.03.2020

МОЙДОДЫР

21.01.2019

#10yearschallenge

18.10.2018

Гордимся!

12.09.2018

Audi Q8

08.08.2018

Требуются

02.05.2018

ODESSA CANTAT

06.03.2018

С 8 марта!

04.02.2018

@odessamuzkomediya

17.12.2017

Рэп

08.11.2017

Ля мо та

06.09.2017

Pearl

04.09.2017

Платея

28.07.2017

Об отпуске

09.03.2017

Отзывы

08.03.2017

С 8 марта!

24.02.2017

Экзамен

14.11.2016

Требуются

19.10.2015

Мы в Instagram

26.12.2014 — Дэви Аркадьев

Король оперетты

13.05.2014

Одесситам

16.02.2000 Одесский вестник

Две свадьбы в одну ночь

08.02.2000 Одесский вестник

Побольше веснушек, нос подкраснить!

10.09.1986 Знамя коммунизма

И в шутку, и всерьез...

15.08.1986 Вечерняя Одесса

Шутки Жака Оффенбаха