Король оперетты

26.12.2014 — Дэви Аркадьев

Уверен, что многим украинцам, особенно, слава Богу, еще молодым, даже трудно себе представить уровень почетного звания «Народный артист СССР», и уж тем более, подлинную сенсацию 1976-го года, когда — впервые в истории советского искусства! — высочайшее звание присвоили первому среди артистов оперетты! А ведь этот жанр был не в почете у властей, которые считали его даже «идеологически вредным». Но публика так обожала актера, которого журнал «Театр» в одной из своих публикаций назвал «королём оперетты» (!), что чиновникам пришлось уступить перед подлинной народной любовью и Михаил Григорьевич Водяной, которому 23-го декабря 2014-го года исполнилось бы 90 лет, стал первым в своем жанре народным артистом СССР...

Сразу должен развеять одну из самых популярных одесских легенд о том, что Водяной родился в Одессе. К слову сказать, в своём родном городе сам не раз встречал тех, кто «сидел с Мишей за одной партой» или «рос с ним в одном дворе». Увы, Водяной не был коренным одесситом. Он родился в Харькове 23 декабря 1924 года, был вторым ребёнком в обеспеченной еврейской семье начальника по снабжению и домохозяйки.

Для краткости изложения позволю себе строки из Википедии:

В 1938 году семья перехала в Кисловодск. В 1941 году Михаил поступил сразу на 2-й курс актёрского факультета Ленинградского театрального института, где проучился до 1943 года. Во время войны институт был эвакуирован в Томск. Актёр Пятигорского театра (1943–1945), Львовского театра музыкальной комедии (1947–1953), который позже переехал в Одессу и стал Одесским (с 1954) театром музыкальной комедии. В 1952 женился на актрисе Маргарите Дёминой, с которой прожил 35 лет. Они вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами.

По роду своей профессии мне довелось не раз брать у актёра интервью и наше знакомство постепенно переросло в крепкую мужскую дружбу. Помню, как во время первой же встречи, проходившей ещё в старом здании театра, в его маленькой душной гримёрке, беседовали с Водяным о спорте и культуре физической.

Не представляю себе нашего брата, актера, без спорта», — говорил Михаил Григорьевич. — Мы его не только любим, но и многим ему обязаны. Ведь ежедневно приходиться работать на сцене по одиннадцать-двенадцать часов. Репетиции, спектакли. В течение дня совершаешь сотни прыжков, поворотов, различных движений. Как бы это все можно было выдержать без хорошего тренинга?!

В день нашей той же первой встречи спросил его:

— А на сцене Вам приходилось играть спортсменов?

— Да, еще в 1946 году, когда наш театр начал свою деятельность спектаклем «Одиннадцать неизвестных», я играл короля футбола сэра Стенли Макплюта. Эта оперетта была написана после возвращения московских динамовцев из Англии. Мне тогда на сцене неплохо удавалось исполнять «ножницы».

— Между прочим, эта роль мне пригодилась, когда я принимал участие в настоящем футбольном матче, — улыбаясь, продолжал Водяной. — В 1957 году актеры Одессы решили собрать средства в фонд Московского фестиваля. Матч проходил при переполненных трибунах стадиона в парке имени Шевченко. Тогда я показал одесситам, как исполняется «сухой лист», и горжусь тем, что сделал это раньше Валерия Лобановского. Поставив мяч на угловую отметку, я ударил по нему просто в поле. Мяч высоко взмыл и оттуда пулей влетел в ворота. Трюк объяснялся просто: мяч был на длинном нейлоновом шнуре. Мы тогда еле-еле сравняли счет благодаря одной «тактической новинке». Когда я овладел мячем, меня плотным кольцом окружили партнеры. Взявшись крепко за руки, кружась вокруг меня, они начали продвигаться к воротам. Нас тогда бы, наверное, не смогла остановить ни одна защита мира. Весело напевая «ладушки-ладушки», команда оперетты вместе с мячем вкатилась в ворота соперников.

— К слову, Михаил Григорьевич, я очевидец того матча, но это футбол комический, а как Вы относитесь к настоящему?

— Я рядовой болельщик, — ответил Водяной. — Люблю бывать на стадионе, иногда нравится находиться в самой гуще одесских болельщиков, где становишься свидетелем рождения анекдотов...

И Водяной рассказал одесскую «хохму» еще тех времен, когда он сидел на матче вместе с Юрием Тимошенко (увы, и этого актера уже нет среди нас).

— Было это еще в те времена, когда любимец одесситов Котя Фурс считался грозой вратарей, — рассказывал Водяной. — В один из моментов кумир трибун овладел мячом, прошел вперед, при этом потерял по дороге бутсу, в доли секунды обработал мяч и красивым ударом забил гол. Плотный мужчина, который сидел впереди нас, вскочил и стал кричать: «Проверьте паспорт! Паспорт проверьте!». Мы не понимали в чем дело. А он продолжал: «Паспорт проверьте! Это же бразилец!». Ну разве можно не любить такого болельщика?! Я иногда по-доброму завидовал футболистам, которые имеют многотысячную аудиторию сопережевающих.

В июле 1987-го года Одесский театр оперетты был на гастролях в Киеве. Я в это время работал над рукописью книги о футболе, и когда мы с Водяным встречались или перезванивались, много на эту тему говорили. Иногда читал ему готовые отдельные фрагменты и с интересом выслушивал его мнение о прочитанном. Он любил бывать на футболе. Болел, естественно, за одесский «Черноморец» и симпатизировал киевскому «Динамо».

Однажды, прочитанный мною эпизод, рассказывал о матче в Одессе, на котором мы вместе с Михаилом Григорьевичем оказались свидетелями «договорной» игры. Даже весёлый счёт 3:3 не обманул тогда одесситов. Освистав обе команды задолго до финального свистка, они покидали трибуны. Был в том уже написанном набело фрагменте и наш диалог относительно увиденного.

— Это очень серьёзно, — с грустью в голосе сказал Михаил Григорьевич, когда я закончил читать отрывок из рукописи. — Поэтому, думаю, весь юмор и некоторые жаргонные словечки из репертуара Мишки Япончика, мне кажется, лучше убрать. Оставь только Водяного-человека, которого всё увиденное возмутило до глубины души. И это будет правда, которая очень нужна нам всем...

Он не кривил душой, когда говорил, что в любом спектакле настоящий актёр играет с полной отдачей, выкладываясь без остатка. Михаил Григорьевич Водяной сыграл более ста ролей и каждую из них (в любом спектакле или кинофильме!) на пределе. Так он играл и в июле 1987-го на гастролях в Киеве в мюзикле Джерри Бока «Скрипач на крыше» роль Тевье-молочника. По единодушному мнению критиков эта роль была вершиной в творчестве актёра.

В Киеве за пятнадцать дней он сыграл в шести спектаклях (замечу, что после перенесенных им инфарктов врачи разрешили лишь четыре спектакля в месяц...). И сердце, частицу которого в каждом своём спектакле он щедро отдавал людям, не выдержало: в погожий сентябрьский день, когда он уже был в отпуске, случился третий инфаркт. 11-го сентября 1987-го года его не стало.

«Надо было себя поберечь!» — слышал я от многих в день похорон друга. А как? Не играть? Но ведь на сцене и была его жизнь! Так разве мог кто-то запретить ему жить?!

Когда М. Г. Водяного уже не было в живых, зритель Александр Антоновский прислал «Стихи приглашенного на „Бал в честь короля“ в день открытия сезона 29 сентября 1995 года».

Они заканчиваются такими строками:

«...Вот кончен бал,
Погасли свечи...
Аплодисментов шум умолк.
А он остался вместе с нами,
Как будто вышел на часок...»

Остался вместе с нами...


Удивительно точно сказано! Перечитываю это в труднейшие для Украины дни, когда война на Донбассе, аннексирован Крым, тяжелейший экономический кризис, на украинцев свалились архитрудные испытания... Но жизнь, слава Богу, продолжается и на официальном сайте Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного я рад был увидеть красочную афишу на 22-е декабря 2014 — в канун 90-летия Мастера! — естественно, на государственном языке: «БАЛ НА ЧЕСТЬ КОРОЛЯ» — У пам'ять великого артиста — народного артиста СРСР Михайла Водяного, ім'я якого носить театр...

23 декабря 2014 г. — Филадельфия, США

08.11.2017

Ля мо та

06.09.2017

Pearl

04.09.2017

Платея

28.07.2017

Об отпуске

09.03.2017

Отзывы

08.03.2017

С 8 марта!

24.02.2017

Экзамен

14.11.2016

Требуются

19.10.2015

Мы в Instagram

26.12.2014 — Дэви Аркадьев

Король оперетты