От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

06.10.2021 Мария Гудыма

Мистика связана с явлением тёщи.

В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного готовятся 10 и 11 октября удивить публику мистическим трагифарсом «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову (режиссёр — заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, дирижёр — Юрий Литовко, художник-постановщик — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев, балетмейстер-постановщик — Виталий Кузнецов, хормейстер-постановщик — Сергей Савенко, художник по костюмам — Елена Лесникова).

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


На пресс-конференции директор театра Елена Редько отметила, что планы вслед за «Двенадцатью стульями» поставить «Золотого телёнка» не поменялись, хотя Украинский музыкально-драматический театр имени Василько буквально на следующей неделе покажет премьеру своей версии («Золоте теля» ставит Максим Голенко). И правильно, даже если в каждом одесском театре будут идти «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», публика пойдёт, чтобы потом с удовольствием (или возмущением, мало ли что) сравнивать различные трактовки.

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


Театр получил в своё распоряжение музыку Александра Злотника и стихи Александра Вратарёва, а либретто на основе легендарного романа написал сам режиссёр-постановщик.

«Я бы назвал это свободной музыкально-сценической импровизацией, — говорит Владимир Подгородинский. — Мы бережно отнеслись к первоисточнику, более свободные импровизационные моменты относятся к стихам Вратарёва, это очень молодой человек, несмотря на то, что ему за восемьдесят».

«В музыкальном плане наш спектакль — разножанровый, — отмечает маэстро Юрий Литовко. — От барокко до джаз-рока! Причём стили сопоставляются с образами и характеристиками героев, это очень важно. У нас есть моменты, когда барочная музыка олицетворяет… алкоголизм монтёра Мечникова. Мне кажется, это получилось пикантно. Звучат разные группы и сочетания инструментов: квинтет духовых, квартет, часто звучит клавесин, при этом у нас мощная брасс-группа, очень хорошие скрипки… Хотелось бы расширить состав оркестра, но у нас маленькая оркестровая яма».

«Я сразу решил, что на сцене будут двенадцать стульев, и больше ничего, — признался Станислав Зайцев. — А на экране зрители увидят комиксы, над которыми работал мой ученик Валерий Качаев».

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

Грани между хором и балетом в нашей музкомедии давно стёрты, и в этой постановке петь и танцевать будут абсолютно все. Как удалось понять, увидев фрагмент репетиции финала, к Воробьянинову придёт с того света тёща и не поскупится на упрёки. Нормальный ход! Премьера посвящена памяти народного артиста Украины Николая Завгороднего, ушедшего из жизни в июне. Он был назначен на роль Кисы Воробьянинова, но не сбылось…

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


«Владимир Иванович, наш главный режиссёр, делает этот образ многогранным, — говорит репетирующий роль Остапа Бендера заслуженный артист Украины Сергей Мильков. — Он и трагический, и комический, и искромётный. Если говорить о моих личных чертах, совпадающих с чертами великого комбинатора, могу вспомнить школьные годы: была у нас с приятелем одна подработка, мы изготавливали справки медицинские с круглой и треугольной печатями. Эти справки очень хорошо распространялись… Самый сложный момент роли — осознать и отыграть боль утраты, когда Бендер думает, что Киса погиб под развалинами театра "Колумб". И тут же — безумная радость, когда узнаёт, что Киса жив. Амплитудные моменты, и надо очень быстро переходить из одного состояния в другое».

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


Понятно, Остап вызывает куда большую симпатию, нежели Киса Воробьянинов, во всяком случае, у него не поднялась бы рука на друга, всадить бритву в горло даже не подумал бы… Эх, Киса, Киса, а ещё аристократ, предводитель дворянства… Бендер — более благородный человек, чем Воробьянинов. А насчёт десяти процентов, которые он соглашался выделить Кисе в случае успешного исхода дела, — ну всем же ясно, что это была шутка. Не обидел бы старика.

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


«Когда мы начали работать над спектаклем, я хотел забыть все фильмы, снятые на этот сюжет, — рассказал скрывающийся за гримом Ипполита Матвеевича Воробьянинова народный артист Владимир Фролов. — Но из памяти игру великих актёров не сотрёшь. Что получилось у меня — увидим на премьере».

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


«Я творческий человек, и, конечно же, видел экранизации "Двенадцати стульев", — отметил заслуженный артист Украины Владимир Кондратьев, которому поручена роль отца Фёдора. — Со студенческих лет работаю в церкви, солистом архиерейского хора, мне это близко и знакомо. Знаю все каноны, как проводится богослужение и какие звучат напевы во время всенощных, праздников, погребений. Знаком со многими священнослужителями и знаю, какая у них работа. Оставалось только трансформировать собственное "я". Утром встаёшь после хорошего сна, и голос поднимается из недр до дисканта — вот в этом диапазоне искали голосовые краски персонажа. Вначале у меня отец Фёдор говорил тенором, но режиссёр сказал: "Делай то же самое, только басом". Я попробовал басом. Получилось более колоритно. Я надеюсь, после нашего спектакля зритель сам сделает выводы и ответит себе на вопросы, для чего мы приходим в этот мир, умеем ли совладать со своими страстями. Церковь — это тоже театр. Люди хотят хлеба и зрелищ, приходят в храмы, не понимая и не зная многого. Но если находят что-то там для себя — хорошо. И священнослужители рады и довольны, если кто-то очистился со слезами на глазах».

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

Церковь, конечно, театр, но и театр бывает храмом, где очищаются душой. Пожелаем успеха музкомедии перед премьерой.

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»
Алина Семёнова в роли Елены Станиславовны Боур

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»


От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

От барокко до джаз-рока. Одесская музкомедия ставит «Двенадцать стульев»

Фото: Пётр Катин.


02.09.2021

День міста

25.08.2021

Два ювілеї

10.08.2021

Хто кого?

24.03.2021

Нам — 74!

05.03.2021

Гімн Одесі

07.01.2021

З Різдвом!

19.03.2020

МОЙДОДЫР

21.01.2019

#10yearschallenge

18.10.2018

Гордимся!

12.09.2018

Audi Q8

08.08.2018

Требуются

02.05.2018

ODESSA CANTAT

06.03.2018

С 8 марта!

04.02.2018

@odessamuzkomediya

17.12.2017

Рэп

08.11.2017

Ля мо та

06.09.2017

Pearl

04.09.2017

Платея

28.07.2017

Об отпуске

09.03.2017

Отзывы

08.03.2017

С 8 марта!

24.02.2017

Экзамен

14.11.2016

Требуются

19.10.2015

Мы в Instagram

26.12.2014 — Дэви Аркадьев

Король оперетты

16.02.2000 Одесский вестник

Две свадьбы в одну ночь

08.02.2000 Одесский вестник

Побольше веснушек, нос подкраснить!

10.09.1986 Знамя коммунизма

И в шутку, и всерьез...

15.08.1986 Вечерняя Одесса

Шутки Жака Оффенбаха