От вершины до провала: Топ-5 культурных событий года

21.01.2019 Виолетта Скляр, «Порто-Франко»

Выделить самые запомнившиеся культурные событий 2018 года в Одессе и легко, и сложно. Они ведь не всегда положительные, но из них в любом случае можно извлечь урок. А позитива гораздо больше!

«Фестиваль года»

Четвертый Международный фестиваль классической музыки Odessa Classiсs состоялся в июне. После торжественного открытия в Театре оперы и балета с Президентом Петром Порошенко, скрипачом Максимом Венгеровым и пианисткой Полиной Осетинской начались фестивальные будни, и каждый день повергал публику в восторг. Создатель и президент фестиваля народный артист Украины Алексей Ботвинов вместе с турецким перкуссионистом Бурханом Очалом "перезагружал" Третью сонату Прокофьева, баховские "Гольдберг-вариации" и многое другое. Мировая классика (а именно она в центре внимания организаторов фестиваля) ничуть не страдает от расцвечивания при помощи народных турецких ударных инструментов (хотя некоторые меломаны ворчат о нарушении традиций), но обретает новые смыслы и оттенки.

А затем в зале филармонии при переаншлаге прошел концерт "короля цыганской скрипки" Роби Лакатоша и его ансамбля. Публика не отпускала виртуозов, кроме всего прочего, порадовавших номерами "Очи черные" и "Темная ночь", а что до классики, то темпераментные цыгане (между прочим, у всех - солидное классическое образование) "перезагружали" "Полет шмеля" Римского-Корсакова, который исполнил цимбалист Жено Лиштес. Сам Роби Лакатош и второй скрипач Ласло Бони (и не скажешь, что уступает первому!) блистали в "перезагрузке" "Венгерского танца" Брамса (популярнейшая классика) и почти во всех остальных номерах, словно соревнуясь в виртуозности, технике пиццикато, извлекая из скрипок высочайшие ноты, практически ультразвук - где-то у самого грифа... В том же зале провел свой клавирабенд знаменитый австрийский пианист, многолетний руководитель и главный дирижер Венского камерного оркестра Штефан Владар: Гайдн, Шуберт, "Аппассионата" Бетховена... А Даниэль Хоуп в опере, а блестящий опен-эйр на Потемкинской лестнице с великим скрипачом и педагогом Захаром Броном и бессменным участником фестиваля Майклом Гуттманом, параллельная и образовательная программы, детский конкурс, проявивший невероятно талантливых ребят-пианистов... С нетерпением ждем Пятый, юбилейный фестиваль в июне 2019-го.

«Гастроли года»

Кто не знает, как хороша собой звезда итальянского кино и муза многих известных режиссеров, актриса Орнелла Мути, но на сцене Одесской музкомедии ее героиню подвергли суду и казни, того требовал сюжет постановки спектакля "Суд над ведьмой".

Только два украинских города, Киев и Одесса, были удостоены чести принимать у себя синьору Мути. Кумир миллионов, Орнелла Мути в первых своих киноролях пленяла персиковым личиком, бриллиантовым блеском глаз, пушистыми ресницами, водопадом волос, и выше всех похвал были стройная фигура и бархатный голос. Актриса не растеряла былой привлекательности, которая в кадре порой затмевала обаяние Алена Делона, Адриано Челентано и Микеле Плачидо.

Историю о прекрасной знахарке и суровой инквизиции поставил итальянский режиссер и большой друг актрисы Энрико Мария Ламанна, доказавший, что и на театральных подмостках Орнелла Мути остается богиней, покоряющей зрительские сердца.

«Премьера года»

Мюзикл "Тайна Макропулоса" в Театре музыкальной комедии - создание российского композитора Владимира Баскина и поэта Константина Рубинского.

Сюжет фантастической пьесы Карела Чапека "Средство Макропулоса" знакомит нас с удивительной женщиной, скрывающей за вымышленными именами подлинную биографию, начатую... 337 лет тому назад!

Народная артистка Украины Ольга Оганезова в образе оперной дивы Эмилии Марти (она же Элина Макропулос, Евгения Монтес, Екатерина Мышкина и так далее, и тому подобное) не демонстрирует падения в трехсотлетнюю изношенность. Эта Эмилия бодра и полна энергии, амортизации подверглась только способность сопереживать - весть о самоубийстве юноши-поклонника не отвлекает ее от утреннего туалета, даже рука со щеткой для волос не дрогнет. Но ведь нужно как-то защищаться от разрушительных эмоций, в этом бурном мире есть только одна константа - неземная красота Эмилии, ее певческий дар, благодаря которому во все века героиня занимает высокое положение. Некую искру высекает из холодного сердца только встреча с былым любовником Гауком Шендорфом (Александр Владыченко в этой роли превзошёл себя), который словно стряхивает немощь старости при виде совершенно не изменившейся Евгении Монтес - да разве важны имена, когда такая женщина перед ним? Он предлагает бегство - и в какой-то момент эта идея Эмилии понравится... Но Время неумолимо подталкивает сюжет к финалу (балетмейстер Алла Рубина выводит на сцену балерин в сияющих космическим блеском конструктивистских доспехах - стрелки часов, стук метронома, намек на то, что вечного двигателя, как ни крути, не существует). И этот, чудом доживший до следующей встречи, свидетель Эмилии не нужен.

Для этой женщины во время оно даже Наполеон и Робеспьер не являлись пределом мечтаний! "Нет, право, никого великого!", - восклицает она, перебирая в памяти прославленных любовников. Прихотливый стиль модерн (костюмы Елены Лесниковой) ей к лицу. А в юности - греческий наряд с каймой на хитоне, головной повязкой и строгими браслетами. В финале, разочаровавшись в идее бессмертия, Эмилия предлагает манускрипт с рецептом чудодейственного эликсира остальным персонажам, а те напуганы ее тяжелой судьбой и не протягивают руки... Тогда Эмилия с Элиной вместе, словно соединившись после столетий разлуки (вы же согласны, что человек в начале пути один, а в конце вовсе другой?) сжигают рукопись в чаше, вызывающей ассоциацию с олимпийским факелом. Такую эффектную точку ставит режиссер-постановщик Владимир Подгородинский. Эмилия, надо думать, начнет стареть, а затем умрет, может, ей жизни нет без самого любимого мужчины, о котором так трогательно вспоминает?

Насыщенный симфоджазовый саунд, роскошная оркестровка с обилием ярких, запоминающихся мелодий - с таким материалом маэстро Вадим Перевозников отлично справился. "Тайну Макропулоса" с удовольствием будут постигать многие поколения театралов! 

«Выставка года»

Вторая всеукраинская и международная выставка-биеннале "Море акварели" предстала перед зрителями 23 ноября, когда всем художественным миром отмечается Всемирный день акварелиста.

В залах Музея западного и восточного искусства выставили свои работы около 260 акварелистов из Турции, Словакии, России, Латвии, Молдовы, Китая, Италии, Беларуси, а также из 41 города Украины. Никакие гендерные стереотипы в случае акварельной живописи не работают: мужчина вдруг пишет букет нежных чайных роз, а женщина - пришвартованный сейнер. Техника сама, как говорится, ведет. Единственное, кажется, исключение из заданных параметров - работа китайского мастера, выполненная тушью, а не акварелью. Но тоже красиво! Одесские мастера просто влюблены в акварельную живопись. Пейзажи и натюрморты акварелью пишут Галина Кравченко, Дмитрий Жижин, Наталья Мартынюк, Анжела Голодецкая, Сергей Божко, Игорь Терехов, Святослав Горбенко, Татьяна Потафеева, Геннадий Гармидер, Николай Потужный, Лариса Демьянишина, Виталий Парастюк. Сергей Папроцкий верен себе - у него абстракция. На вернисаже каждый желающий мог опробовать акварель ТМ "Rosa", и отзывы об этих красках - самые благоприятные. Жаль, не была представлена ботаническая иллюстрация, в нашей стране она стала редкостью. Но в Одессе художница Мария Апрятова совершенствуется в данном направлении, так что на следующем "Море акварели", через два года, ждем новые работы...

- Некоторые картины мы встречали на автовокзале и доставляли трамваем или троллейбусом, - признавался старший научный сотрудник Музея Сергей Ильин. - Потом на протяжении четырех дней двое наших сотрудников под моим руководством развешивали работы, которых оказалось настолько много, что пришлось их выстраивать в три ряда! Для этого в музее есть, как мы ее называем, "Вавилонская башня" - алюминиевая конструкция с площадкой. На ней один сотрудник привязывал под потолком нити, на которых держатся картины, а второй - выставлял их на нужном уровне. Перед этим, конечно, вся экспозиция была мысленно представлена на стене.

В толпе первых зрителей прозвучала интересная мысль: не все можно писать акварелью, только самое красивое в этом мире. И это похоже на правду.

«Скандал года»

Именно так можно назвать отмену премьеры спектакля в Русском театре.

"Уважаемые зрители! Премьера спектакля "Мещанская, 24" отменяется по решению худсовета из-за несоответствия спектакля моральным и художественным ценностям театра. Деньги за билеты будут возвращены. Приносим извинения за доставленные неудобства" - такое объявление вместо премьерной афиши в конце февраля ожидало публику, желающую увидеть постановку Георгия Ковтуна по пьесе Леонида Заславского.

Камнем преткновения оказался... текст пьесы, изобилующий нелестными, сленговыми характеристиками персонажей по национальному признаку. Советских людей, живущих в 1961 году, накануне полета в космос Юрия Гагарина, одели в затрапезные вещи, что более смахивало на реалии 1947-го, и выставили (да еще и одесситов!) какими-то пещерными ксенофобами. К сожалению, сначала взяли пьесу в работу, провели репетиции, а уже потом восстановили худсовет, куда входят такие уважаемые профессионалы, как Олег Школьник, Геннадий Скарга, Анатолий Антонюк, категорически не принявшие "Мещанскую, 24".

Олег Школьник на заседании худсовета заявил: "Увиденное нами сегодня не вписывается ни в какие рамки. Получившееся действо является низкопробным антихудожественным продуктом, в нем превалирует пошлость, дурновкусие, откровенная отвратительная спекуляция на одесской и военной теме. Получившийся спектакль способен оскорбить национальные чувства зрителей: он одновременно является анти-еврейским, анти-русским, анти-украинским, анти-грузинским, анти-молдавским. Представители всех этих национальностей выведены в спектакле отвратительно-карикатурно. Спектакль не представляет ни малейшей художественной ценности и просто является вредоносным и позорным для театра. Премьеру необходимо отменять, подобный спектакль не может находиться в репертуаре театра".

Анатолий Антонюк не скрыл: "На меня просмотр прогона также произвел удручающее впечатление. К сожалению, спектакль получился откровенно плохой, и Олег Львович Школьник в своем выступлении абсолютно точно сформулировал все проблемы этой работы. Затраченного труда актеров действительно жаль, но смысла существования данного спектакля в репертуаре не вижу".

Завлит Юрий Ющенко присовокупил: "Мне нечего возразить, в предыдущих выступлениях все сформулировано верно. Добавлю лишь, что изначальной ошибкой было брать в работу эту пьесу. Как завлит, признаю эту ошибку. Спектакль не получился".

Как говорится, от творческих неудач никто не застрахован, так пусть же их будет в 2019 году как можно меньше, а удач - больше.

Фото Олега Владимирского и Оксаны Солоповой.


25.12.2023

З Різдвом!

09.11.2022

Готуймося!

02.09.2021

День міста

25.08.2021

Два ювілеї

10.08.2021

Хто кого?

24.03.2021

Нам — 74!

05.03.2021

Гімн Одесі

07.01.2021

З Різдвом!

19.03.2020

МОЙДОДЫР

21.01.2019

#10yearschallenge

18.10.2018

Гордимся!

12.09.2018

Audi Q8

08.08.2018

Требуются

02.05.2018

ODESSA CANTAT

06.03.2018

С 8 марта!

04.02.2018

@odessamuzkomediya

17.12.2017

Рэп

08.11.2017

Ля мо та

06.09.2017

Pearl

04.09.2017

Платея

28.07.2017

Об отпуске

09.03.2017

Отзывы

08.03.2017

С 8 марта!

24.02.2017

Экзамен

14.11.2016

Требуются

19.10.2015

Мы в Instagram

26.12.2014 — Дэви Аркадьев

Король оперетты

13.05.2014

Одесситам

16.02.2000 Одесский вестник

Две свадьбы в одну ночь

08.02.2000 Одесский вестник

Побольше веснушек, нос подкраснить!

10.09.1986 Знамя коммунизма

И в шутку, и всерьез...

15.08.1986 Вечерняя Одесса

Шутки Жака Оффенбаха